Амбиции женщин: невозможное возможно

Откуда берутся амбиции и помогают ли они в современной жизни?

У нас сформированы противоречивые взгляды на амбиции женщин, которые сильно нас сдерживают и перекрывают возможности для достижения успеха. По-прежнему, в высшем руководстве компаний, женщин – меньшинство. Возможно, пришло время переосмыслить, что на самом деле означает успех.

Две коллеги обсуждали новую сотрудницу, которая недавно присоединилась к их отделу. Одна говорит: «Знаешь, она из тех людей, у которых нет чувства юмора. Она полностью управляемая и никогда не показывает свои эмоции». Вторая подключилась: «Да, я бы ей не доверяла. Она явно очень амбициозная». Разве не странно, что само слово «амбиции» все еще имеет  негативный оттенок применительно к женщинам? В то время как напористые мужчины, достигшие успеха, вызывают уважение и восхищение, на женщин на тех же позициях смотрят в лучшем случае с подозрением , а в худшем – с враждебностью. 

В анналах психологических исследований амбиции в значительной степени игнорируются. Это не рассматривается как отдельная черта личности и едва упоминается с точки зрения гендерных различий. «Я не думаю, что мужчины обязательно обладают большим стремлением, чем женщины. Я вижу много амбициозных женщин», — говорит психолог Дирк Флауэрс. «Амбиции сложны. Это не черта характера, а драйвер, который может мотивировать нас положительным или отрицательным образом. Речь идет о многих вещах – выживание, риск, творческие побуждения, финансовый и социальный статус, ревность, боязнь отказа, конкурентоспособность и необходимость побеждать. Это то, что побуждает нас делать что-то, это – ключ».

Психиатр Анна Фелс считает, что для многих женщин сама концепция подвергается стигматизации и неправильному пониманию. В Harvard Business Review она написала спорную статью «У женщин нет амбиций?». «Оказывается, нам необходимо больше ясности в отношении амбиций», — говорит она. «В прошлом женщины путали это с нарциссизмом, с людьми, которые просто хотят рекламировать себя любой ценой. Но на самом деле амбиции – это признание ваших навыков».

Нет никаких доказательств того, что желание приобрести навыки или добиться признания у женщин меньше, чем у мужчин. На самом деле, достижение признания является важной эмоциональной потребностью. Фелс брала интервью у десятков женщин для своего исследования, позже опубликованного в виде книги: «Никто из них не признался бы в своем честолюбии, связывая этот термин с манипулятивным использованием других для достижения собственных целей. Вместо этого постоянный рефрен звучал так: «Дело не во мне, а в работе» или «Я ненавижу рекламировать себя». Мужчины так не говорят.»

Женщины против женщин

Возможно ли такое, что амбиции – это то, что женщинам стыдно признавать в себе? Исследования показывают, что женщины воспринимают свою ценность и уверенность в своих перспективах все еще достаточно низко. На совещаниях чаще всего женские голоса заглушаются мужскими. Нам гораздо сложнее использовать слово «я», когда речь идет о заслугах и достижениях. У мужчин такой проблемы не возникает.

Но если женщины сдерживают себя на работе, в других областях жизни они проявляют себя в полной мере. Там, где собирается какая-либо группа женщин, рано или поздно возникает дух соперничества. Вспомните хотя бы разговоры о сумочках, похудении, стоимости дома, а, особенно, о талантах детей.

«Мужчины стремятся сосредоточиться на одной цели, например, зарабатывать деньги или добиваться повышения по службе, в то время как женщины концентрируются на разных направлениях – работа, дом, общество, дети», — говорит Дирк Флауэрс. Так почему же многие из нас перенаправляют свои амбиции в сферы, не связанные с работой?

Женщины вступают в открытое соревнование тогда, когда они конкурируют с другими женщинами. Эта теория ярко показывается в фильмах и сериалах, где женщины-руководители работают в женских журналах, салонах красоты и индустрии моды. Но когда дело доходит до конкуренции с мужчинами, ситуация меняется. 

Успех без усилий

Дин Симонтон, профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе, считает, что есть основная причина, по которой молодые женщины – и мужчины – стремятся стать знаменитыми: реалити-шоу создали атмосферу, в которой люди больше не связывают амбиции с жестким взяточничеством. 

Он говорит, что это влияет не только на мир культуры и знаменитостей. Многие начинают считать, что имея минимальный опыт в какой-либо сфере, можно позволить себе без особых усилий занять высокий пост, даже на уровне государства. Симонтон отмечает, что нынешняя тенденция «без особых усилий» заставляет некоторых людей терять связь с реальностью. «В итоге они живут в мире чистой фантазии. И если у вас слишком много амбиций или они неверно направлены, вас может охватить ужас, когда вы начнете понимать, что нужно сделать для достижения ваших целей. Таким образом, вы можете в конечном итоге сдаться, понизить свои стремления или начать обманывать».

Не просто стеклянные потолки

Много лет мы слышим о «стеклянных потолках», из-за которых многие женщины не могут выйти на позиции в высшем руководстве компаний. Сегодня, наряду с «потолком», мы имеем дело с «липкими полами», «лабиринтами» (структурами управления, где женщинам суждено потеряться) и, что наиболее коварно, со «стеклянными скалами». Последний термин был введен в Университете Эксетера для описания практики продвижения женщин на «опасные» рабочие места, которые могут привести к их провалу и, в конечном итоге, увольнению.

Разве можно победить укоренившееся за многие годы мужское отношение только лишь честолюбием женщин? «Я думаю, что лучше осознавать, как амбиции могут сдерживать нас, например, как они влияют на наш выбор карьеры», — говорит Фелс. «Даже те женщины, которые достигают вершины, все еще предпочитают работу с аспектом заботы, который позволяет им говорить о своем деле, не проявляя корыстных намерений. Вот почему так много женщин идут в благотворительные организации, университеты и, даже в политику. Так они могут сосредоточиться на помощи другим».

Сегодня можно видеть признаки того, что изменения происходят благодаря рецессии. «Мы знаем, что амбициозные люди существуют во всех обществах, даже в самых бедных», — говорит Эдвард Лоу, профессор антропологии в Американском университете Сока. «Но когда становится труднее достичь престижных целей, это может стать хорошей встряской. Что происходит сейчас в корпоративной жизни? Амбициозные руководители, достигшие вершины, могут удержаться на работе только в том случае, если все члены совета директоров будут на их стороне. Старая модель безжалостного, корыстного человека меняется в пользу более коллективного подхода, и это благоприятствует женщинам».

Терапевт Жаки Марсон соглашается, что все меняется. «Женщины в возрасте до 30 лет отличаются от предыдущих поколений своим отношением – они гораздо более искренни, когда говорят об амбициях, они менее эмоционально загружены, чем представительницы более старшего возраста», — говорит она. Марсон считает, что теперь у нас больше возможностей для переосмысления того, что означают амбиции. «Амбиции не должны касаться только денег, власти и статуса. У вас могут быть эти амбиции, но есть и другие. Например, амбиции быть удовлетворенными жизнью, быть спокойными, иметь баланс между работой и личной жизнью, и, прежде всего, стремиться к счастливой жизни».

 

Мы в Facebook