Четыре типа критики

И как на нее реагировать

06.11.2014

В профессиональном мире критика, будь то конструктивная или нет, присутствует повсюду. Начиная от замечания руководства к докладу сотрудника и заканчивая банальным троллингом в социальных сетях. Избежать критики трудно точно также, как и понять, когда не стоит принимать ее всерьез. Главный совет — обращать внимание на то, кто именно делает замечания. А вот писательница Энн Фридман создала даже некую классификацию таких критиканов и рекомендации по общению с ними.

1. Недруги

Эти люди действуют иррационально, они не знают вас, вашей работы, ваших достижений. Они могут написать неприятные вещи в вашем блоге или в профиле в социальной сети, просто потому что им что-то не понравилось. Могут быть такие ненавистники и на работе, например, в другом отделе, принижающие ваши достоинства и умения.

Что делать

Ничего. Игнорируйте, потому что никакой ценности такая критика не несет. Такие люди обычно занимаются подобным от безделья и недостатка внимания. Поэтому не стоит придавать значения их словам, абстрагируйтесь и расслабьтесь.

2.  Заклятые друзья

Эти люди могут вас знать довольно хорошо, но их цель — подорвать вашу репутацию. Возможно, это коллега, который с вами постоянно почему-то конкурирует, или супервайзер, с которым вы никогда не ладили.

Что делать

Стоит прислушаться к совету  Хиллари Клинтон: «Принимайте критику всерьез, но не как личное оскорбление».  Задайте себе вопрос: действительно ли человек негативно оценивает вашу работу либо же это просто переход на личности? Если критика, к тому же, не актуальна, игнорируйте ее  и двигайтесь дальше.

3. Критики

Эти люди владеют информацией о вашей сфере деятельности, но не знают вас лично. Например, эксперт, с которым вы однажды встретились на каком-то профильном мероприятии. Если их заинтересовала ваша деятельность, они будут пристально следить за вашей работой, чтобы найти изъяны.

Что делать

Эта категория самая важная, на нее действительно стоит обратить внимание. Так как критики не знают вас лично, они не станут делать каких-то поблажек и закрывать глаза на недочеты. Но так как они не являются ненавистниками из первой категории, они не будут настроены негативно по отношению к вам без оснований.  Наоборот, они готовы дать вам конструктивную критику. Стоит выслушать ее внимательно, принять к сведению и составить план по устранению недостатков. 

4.  Доброжелатели

Это те люди, которые хорошо знакомы как с вами, так и с вашей работой. Это ваши самые большие приверженцы, наставники, друзья, родители. Пожалуй, это самая любимая категория, так как эти люди искренне хотят, чтобы вы были успешными и они всегда на вашей стороне.

Что делать

Из-за своего доброжелательного отношения сложно говорить вещи, которые вам могут не понравиться. Поэтому что-то они могут приукрасить и не всегда могут сказать вам прямо, что не так.  Нужно дать им понять, что для вас ценно любое их мнение.

В целом, критика может стать мощным инструментом в работе, главное убедиться, что она конструктивна и  исходит от людей, достойных уважения.

Источник: themuse.com