Что будет делать ребенок, если у него не забирать гаджет

Эксперимент

Мои друзья IT-шники праздновали день рождения ребенка. Пришли 8 человек, включая детей. Wi-Fi роутер завис. Удивленный хозяин пошел разбираться с проблемой и понял, что к сети подключилось 24 устройства. Восемь человек, включая детей, ОДНОВРЕМЕННО использовали 24 гаджета.

Противоположная теория проповедуется министерством образования и многими родителями – гаджеты вредны, ребенку можно их включать не более, чем на 15 минут в день. Я не берусь судить, на чьей стороне правда.

Гаджеты, интернет стремительно ворвались в нашу жизнь, добавив вопросов родителям и учителям. Уставшая мама приходит с работы и чтобы приготовить ужин и немного отдохнуть, вручает малышу планшет с мультфильмом или Angry birds, испытывая при этом муки совести. Малыши тянутся к смартфонам и часами играют ими. Недавно мой 10-месячный внук удалил из моего айфона вайбер.

Этим летом я провела эксперимент со своим вторым внуком и хочу поделиться с вами результатами.

Эксперимент «Ребенок и гаджет»

Итак, есть ребенок трех с половиной лет, дача в Карпатах, три гаджета, подключенные к интернету с закачанными играми и мультфильмами. Гаджетами иногда можно пользоваться, а иногда нельзя, потому что они разряжены или ими пользуюсь я.

Кроме этого, понятное дело, есть игрушки, машинки, лего, качелька и песочница во дворе, детские книги, по вечерам телевизор.

Внимательно наблюдаю, не высказывая своего отношения к действиям ребенка. Внук забирает ipad, с опаской и некоторым чувством вины поглядывая на меня, включает YouTube c мультфильмом про Лего Сити. Удостоверившись, что я не забираю гаджет и не ругаю, успокаивается и начинает просмотр. Короткие фильмы просматривает несколько раз, некоторые сразу переключает. Приходит ко мне, рассказывает про пожарников и полицию, просит помочь догнать преступника. Играем вместе. Потом мне надоедает, и я убегаю заниматься хозяйственными делами. Наступает черед песенок. Он охотно подпевает, покачивая головой, песенки занимают минут десять-пятнадцать.

Гаджет откладывается через пол часа, и ребенок бежит в комнату с игрушками. Подглядываю. Продолжается Лего Сити, но уже офлайн. Собираются полицейские. Они не совсем аутентичные, потому что переделаны из пиратов, полицейская машина вообще не из лего. В остальном, игра повторяет сюжет мультфильма.

Никакого привыкания, зависания. Серьезная детская жизнь. Мое наблюдение продолжается.

Результаты меня потрясли! Компьютерные игры занимали не более 30% времени. Остальное время уходило на наблюдение за жуками, поедание ягод прямо с кустов, игры, рисование, сборку лего, поиск потерянных пиратов.

Еще более удивительно то, что не менее 60% времени, проведенного за компьютером, мой внук учился. Он учил азбуку, английские слова, узнавал овощи и фрукты. В Аppstore оказалось большое количество развивающих игр.

Конечно, папе пришлось повозиться, пока он выбрал нужные и закачал их на детский планшет. Но, поверьте, это того стоит. В интернете такое большое количество развивающих игр, которые являются интерактивным  вариантом обучалок и при этом не требуют присутствия взрослых. Не знаю, как вас, а меня лично утомляло постоянное повторение цветов, названий животных и прочей обязательной программы. Теперь эту работу можно перепоручить гаджету.  Причем, интерактивны еобучалки есть на русском, украинском, английском.

Да, они стоят денег. Да, потребуется время на изучение и выбор. Да, придется разобраться с современными технологиями. Да, какое-то количество игрушек окажется невостребованными, потому что не понравятся вашему малышу.  Но ведь такая же ситуация с книгами и игрушками.

Эксперимент «Ребенок и книги»

Теперь о чтении. Мой внук не любит книги. Иду на хитрость. Сидим с ним на качеле, и я рассказываю сказку про Красную шапочку. Внук никак не показывает, что он слушает. Повторяю сказку два раза и сдаюсь.

Наступает вечер. Внук достает книгу, находит сказку, несколько раз внимательно рассматривает шесть картинок. «Это дровосек? А возле него собака? А это волк в кровати? Это девочка? Это бабушка?». Получив утвердительные ответы, закрывает книгу. Информация проработана.

В книге шесть картинок, а в фильме – 24 картинки-кадра в секунду. Что более информативно?

Сейчас в интернете можно купить интерактивные сказки. Картинки сопровождаются голосом диктора, текстом, иногда музыкой. Можно поиграть с изображением, можно полистать страницы. Мой личный опыт говорит, что детям больше нравятся такие интерактивные игрушки-книжки. Это чтение книги или компьютерная игрушка? Решайте сами.

Вывод

Гаджет – один из каналов познания мира для ребенка, очень яркий и увлекательный. Что он там найдет – развивающие игры или зомби-игры – зависит от родителей. Родители могут создать образовательную среду, а могут пустить дело на самотек и потом бороться с ребенком, забирая «страшную заразу, которая разрушает психику».

Обязательно надо контролировать, что ребенок делает в интернете, спрашивать у себя, почему он это делает. Может, вы тоже «висите» в Facebook, чтобы убить время. А может, ребенку скучно? Но если вы найдете мобильные приложения, которые будут развивать ребенка, и будут ему интересны, вы сможете переложить на интернет часть ваших образовательных обязанностей, и заняться не менее полезным делом, например, интернет-покупками, поиском скидок или планированием отпуска-путешествия.

Мы в Facebook