Иржи Килиан: Успех приходит, когда хватает смелости идти своей дорогой

Уроки жизни выдающегося хореографа

Классик современной хореографии, гений, рискнувший посягнуть на каноны академического балета и создать свой собственный уникальный стиль. Иржи Килиан — хореограф-философ, творчество и жизнь которого продолжает менять не только мир танца, но и общество.     

Как-то на вопрос, не хотите ли вы ставить классический балет, Килиан ответил: «нет, я предпочитаю писать свою собственную поэзию». И в этой фразе — весь Иржи Килиан. Смелый экспериментатор, дерзкий новатор, глубокий мыслитель.

Урок 1. Знай свои сильные стороны

В юности во время обучения в Национальной театральной балетной школе Килиан, как и большинство молодых танцовщиков, мечтал повторить успех легендарного Рудольфа Нуреева. Упорно трудился в школе, а дома импровизировал до тех пор, пока не падал с ног от изнеможения. Однако на каком-то этапе к нему пришло осознание — гораздо лучше выразить себя он сможет через тела других танцовщиков. В этот момент родился Иржи Килиан-хореограф.

Урок 2. Ломай стереотипы и люби людей

Иржи Килиан, пожалуй, первый хореограф, отказавшийся «списывать на пенсию» опытных танцоров.

«Танец – это возможность делиться своим жизненным опытом и чувствами с публикой. Смотря на молодых, мы думаем: какая у них фантастичная техника, они так энергичны и виртуозны, забывая о том, что когда они достигают 40, 50 или даже 60 лет им все еще есть, что сказать. У них есть жизненный опыт, чувства, свои особые истории. И, думаю, мы многое потеряем, если лишим их права говорить».

В Нидерландском театре танца, где Иржи Килиан проработал более 30 лет, он создал три разновозрастные группы. Помимо основного состава работала труппа, в которую вошли очень молодые танцовщики (17—24 лет). А также труппа, объединившая, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра. «Я ее называл «танцовщики от 40 и до смерти». Было важно позволить этим артистам выразить себя, поделиться своим опытом, своим видением. Опыт старшего поколения, свобода и радикализм молодого помогают создавать абсолютно новые, наполненные смыслами и идеями постановки» — считает Килиан.

Урок 3. Работай в команде

В отличие от классического балета, в котором танцовщики неукоснительно должны выполнять задачи хореографа, в балете Килиана – абсолютная демократия и совместное творчество. Балет можно сделать только как совместное усилие. Килиан создал систему работы, при которой творчество всех участвующих в спектакле артистов становится весомым вкладом в конечный результат.

Я не прихожу в студию с готовыми решениями. Я пытаюсь создать такую атмосферу, в которой каждый может участвовать в творческом процессе. Указывать кому и что делать – очень скучно. Опыт танцовщиков, их видение и взгляд делает хореографию богаче, а процесс – интереснее.

Урок 4. Преодолей страх

Однажды Килиан увидел по телевизору танец аборигенов под названием «Охотник и животное». Действие настолько поразило хореографа, что он решил «я просто обязан учиться танцу у них». Для аборигенов танец – это их образ жизни. «Это единственная действительно живая культура, которую я знаю, потому что культура проявляется только тогда, когда они исполняют ее, когда рассказывают истории, когда танцуют». Несмотря на страх длительных перелетов, Килиан отправился на остров Грут в Австралии, встретился с тем самым аборигеном, танец которого его так поразил, и организовал самый большой танцевальный фестиваль аборигенов.

Если ты действительно чего-то хочешь, тебя ничто не остановит.

Урок 5. Не останавливайся

В своем возрасте и в своем статусе Килиан мог бы спокойно почивать на лаврах, наслаждаясь плодами своей работы. Но нет. Маэстро ищет новые формы, новые смыслы, новые направления.«Сегодня меня гораздо больше интересуют технологии, которые могут расширить танец в разных направлениях – кино, видео, фотография. Я думаю, что если мы сможем придумать формулу, чтобы технология не убивала танец, а усиливала его и выводила на новый уровень, это было бы фантастически».

Увидеть постановки Иржи Килиана в Киеве можно уже 30 и 31 октября в МЦКМ «Жовтневий». Труппа Тбилисского театра оперы и балета под руководством неподражаемой Нины Ананиашвили покажет киевской публике сразу три самых известных черно-белых балета Килиана: Sechs Tänze (Шесть танцев), Petite Mort (Маленькая смерть) и Falling Angels (Падшие ангелы). Именно они принесли чешскому гению мировое признание.

- Читайте также: Татьяна Лезова о профессии балерины

Мы в Facebook