Как развить у ребенка Денежный Интеллект (MI)

Лайфхаки и принципы, которые родители могут применять в финансовом воспитании

Любомир Кузюткин, бизнес-брокер, сооснователь юридической компании «EXPATPRO» и детского сада «Minipolis»

Как начинать разговаривать с ребенком о деньгах? Как объяснять сложные понятия? Как учить распоряжаться карманными деньгами? Эти и другие вопросы от наших читателей-родителей мы задали бизнес-брокеру и сооснователю детского сада “Minipolis”, который развивает Денежный Интеллект (MI), Любомиру Кузюткину. Любомир рассказал о важности примера родителей для ребенка, поделился лайфхаками по теме Денежного Интеллекта и принципами, которые будет применять в финансовом воспитании своего сына.

 

С какого возраста стоит начинать говорить с детьми о деньгах?

Лучше всего начинать обсуждать финансовую тему с детьми тогда, когда они сами начинают ею интересоваться и задавать какие-то вопросы. Учитывая тот факт, что дети сейчас взрослеют быстрее, то приступать стоит с возраста 4-5 лет.

Не прячьтесь от вопросов малышей о деньгах, наоборот, радуйтесь им. Это самый благоприятный учебный момент. И что особенно хорошо — можно начинать работать с денежным интеллектом, вырабатывать привычку и финансовую дисциплину совместно как ребенку, так и родителям.

Как начать прививать финансовую дисциплину?

Нужно ввести привычку, что, например, ежемесячно или еженедельно родители будут давать ребенку n-ную сумму денег. Это не должна быть какая-то крупная сумма, начать можно даже с 1-2 грн. Но таким образом будет формироваться психология, что у детей есть регулярность и дисциплина во всем. Как в детском саду их учат, что у них должен быть рацион по питанию и сну, они должны постоянно уделять время образованию — аналогично и с финансовой привычкой, которая ничем не отличается от той же привычки чистить зубы.

Со взрослением ребенка сумма на карманные расходы должна становиться больше: если в младшем возрасте около 25 грн в неделю, то, когда пойдет в школу —  10-20 грн в день. 

Рекомендую сразу в какой-то игровой форме обсуждать с детьми, что выданные вами деньги они могут разделять на две части: одну — откладывать на то, что они хотят, но денег сейчас им на это не хватает, вторую — тратить уже сейчас на свои потребности. На этом моменте родителям нужно проконтролировать, чтобы ребенок сильно не злоупотреблял с нездоровой едой, такой как чипсы или газировка, но и не запрещать полностью. Всего должно быть в меру, поэтому стоит разрешить попробовать и объяснить вред такой еды.

Благодаря этому методу мы возбуждаем у детей интерес, они почувствуют какой-то азарт и осознают свои желания и потребности. Если ребенок поймет, что ему не хватает денег на то, что он хочет, он начнет задумываться, как их раздобыть. Очень важно, чтобы родители не оставили его одного на этом этапе. Ведь, к сожалению, известны случаи, когда дети могут начать воровать и отжимать деньги у других детей или брать деньги у родителей втайне. Поэтому следует не отгораживаться и говорить, что вам это не по карману, а предложить вместе подумать над тем, как заработать, чтобы собрать нужную сумму. Здесь как раз мама и папа выступают не только родителями, но и наставниками в финансовых вопросах.

Как правильно объяснять ребенку сложные понятия?

Тему денег и связанные с этим понятия, как и любые другие темы, ребенку лучше подавать ненавязчиво и в игровом формате. Сейчас есть очень много хороших мобильных приложений с различными финансовыми играми. Также отличной традицией может стать совместное времяпрепровождение за тематическими настольными играми, такими как “Монополия” или “Cashflow”. Такие игры направлены не только на изучение нового материала, но и на развитие важных навыков, обучают нестандартному мышлению, умению анализировать ситуации, быстрому принятию решений и развитию памяти. Таким образом, сочетая игру и обучение, этот инструмент может стать замечательным образовательным средством для детей любого возраста.

В остальном же все упирается в привычку. Хороший пример для иллюстрации этого утверждения — Стэнфордский зефирный эксперимент. Исследователи предлагали детям зефирки и разрешали съесть лакомство немедленно, но им обещали удвоить вознаграждение. В итоге большинство поддавались искушению и съедали сладость. Как показало исследование, во взрослом возрасте эти дети имели проблемы либо с большими суммами задолженностей, либо жили от зарплаты до зарплаты, а у тех, кто не взял зефир, процент успешности был гораздо выше.

Так что главное в обучении финансовой грамотности — это дисциплина. К сожалению, большинство родителей сами не дисциплинированны и транслируют это на детей — разбрасываются деньгами, идут на поводу у ребенка, когда он выпрашивает очередную игрушку. Тогда у малыша складывается впечатление, что у мамы и папы бездонный кошелек. После, когда он получает свою первую кредитную карту, сталкивается с иллюзией, что у него всегда есть деньги, что чревато начисленными процентами и вытекающими последствиями. 

Как в процессе обучения детей финансовой грамотности не воспитать в них скупость, жадность и зацикленность на деньгах?

Чтобы не привить ребенку такие негативные качества, важно обсуждать тему более обширно, как можно больше рассказывать о правильных жизненных ценностях. Так, очень часто понятия “богатый человек” и “бедный человек” связывают с деньгами, хотя это совсем не так. Обсуждая с ребенком эти понятия, нужно говорить исключительно о вопросах ценностей. Если, к примеру, ребенок говорит, что его приятель поехал куда-то за границу с семьей отдыхать, то не нужно в этот момент делать акцент на материальных вещах. Важно подчеркнуть — истинное богатство в том, что у друга была возможность провести время с родственниками и отдохнуть, что он и члены его семьи здоровы и т.д. Потому что на самом деле скупость и жадность появляются из-за того, что мы проводим параллель с материальными вещами. 

Как с этим бороться? Больше говорить о духовном, о ценностях, благодарить, проводить время с ребенком и интересоваться его жизнью. Также советую ввести в традицию совместные обеды или ужины, во время которых вы будете обсуждать, за что вы благодарны — аналог молитвы перед едой. Конечно, это не значит, что нужно максимально исключать материальные вещи, но их важно правильно подавать и геймифицировать. 

Актуально ли при развитии привычки накапливать использовать игрушки-копилки или лучше отдавать предпочтение более современным банковским картам?

Копилка — древнейший способ сберегать, который появился почти одновременно с началом денежного обращения. За свою вековую историю этот метод себя прекрасно зарекомендовал, не теряет свою актуальность и ныне. Игрушки-копилки показывают у детей высокую эффективность, потому что сам процесс сбора денег в копилку — это отчасти базовый уровень геймификации. Да и сложность извлечения денег с копилки ограничивает искушение ими воспользоваться. Также очень важно, чтобы отложенные ребенком деньги были в рамках его доступности. Поэтому, если родитель предложит отдавать деньги ему, а он будет откладывать — такой метод не сработает. Для детей важно осязать результат своих усилий. Советую сделать немного иначе: вы можете договориться с ребенком, что 10% карманных денег, которые он откладывает, он будет отдавать вам под процент. Когда он, к примеру, за 5 грн через неделю получит 7,50 грн — у него появится интерес, что и будет первым шагом в развитии инвестиционного интеллекта.

Как  научить ребенка управлять деньгами?

Можно выделить три основных принципа, которые помогут воспитать грамотное управление деньгами.

Первый — разделять деньги, которые получает ребенок, на три части. 10% в копилку, вторая часть на благотворительность, третья — на его “хотелки” и потребности.

Второй — выделять детям бюджет стабильно. Они должны понимать, что еженедельно они могут получить свои деньги на расходы. Таким образом мы приучаем их к тому, что, работая или ведя какую-то деятельность, они регулярно будут получать либо заработную плату, либо дивиденды в рамках бизнеса.

Третий — приучать наращивать свой капитал. С 5-6 лет можно предложить ребенку взять те деньги, которые он откладывает, под процент. Здесь важно учитывать, что сроки такого депозита должны быть короткие, а процент — большим, чтобы это было ощутимо и он смог понять механизм работы. По мере подрастания ребенка процент будете понижать. Благодаря такому методу мы побудим ребенка к мыслям, как заработать и нарастить капитал, вместо того, чтобы протранжирить деньги.

Нам, как родителям, необходимо осознавать не только саму важность формирования Денежного Интеллекта для воспитания детей финансово успешными, но и то, что мы являемся главным примером для детей в этом вопросе. Вспомните свое детство и то, как обращались с деньгами ваши родители, а теперь посмотрите на свой паттерн поведения. Случился инсайт? Всем нам стоит задуматься над собственной финансовой жизнью и, возможно, измениться к лучшему, подтянуть некоторые пробелы в своем финансовом образовании. Поэтому Денежный Интеллект — это невероятно важная база, и поэтапно в школах по всему миру в программу вводят предмет, который будет давать эти основы.