Как выбрать спортивного тренера для ребенка, чтобы занятия были в удовольствие?

08.09.2020

Инна Хмызова — Директор Благотворительного Фонда Shakhtar Social

Когда родители отдают ребенка в спортивную секцию, пожалуй, первое что важно – это тренер, с которым малыш будет проводить несколько дней в неделю. Все мы хотим, чтобы наши дети не только показывали результат в спорте, но и ходили на занятия с удовольствием. А если речь идет о любительском спорте, удовольствие от тренировок и желание заниматься – определенно важнее спортивного результата. Зачастую, если есть желание тренироваться, то приходит и результат. И вот желание тренироваться и не пропускать занятия во многом (если не в основном) зависит от личности тренера. 

Тренер, привычка, результат

Уверена, многие из нас, кто родился и занимался спортом еще при союзе, вспомнят тренеров, которые добивались спортивного результата от ребенка, без преувеличения, силой. Или совсем не обращали внимания на детей, если те были недостаточно талантливы в спорте. Прекрасно помню, как будучи школьницей и неталантливой спортсменкой, я полгода набивала мячик об стенку в секции большого тенниса. И ничего не менялось от занятия к занятию. Все потому, что тренер уделял внимание только тем, кто подавал надежды в спорте. А другие дети, как и я, медленно, но уверенно теряли всякий интерес к спорту. Союз давно распался, но такой подход к детскому спорту еще жив, к сожалению.    

В проекте «Давай, играй!», организованном благотворительным фондом ФК «Шахтер», дети бесплатно занимаются футболом. И к личности тренеров, которые работают в проекте, мы предъявляем серьезные требования. Потому что тренер – это пример и ролевая модель для ребенка. И что еще более важно, именно в раннем возрасте закладывается привычка заниматься спортом. Если в детстве у ребенка не возникло желания регулярно заниматься спортом, то очень сложно с возрастом развить эту привычку. 

Правила общения с детьми

Тренеры «Давай, играй!» прежде, чем приступить к занятиям с детьми, проходят профильное спортивное обучение, курсы первой медицинской помощи, а также обучение правилам общения с детьми. 

Хороший тренер должен не только уметь обучить футбольным финтам, но и уметь правильно общаться с детьми. И вот, на что стоит обратить внимание в поведении тренера на занятии:

ЧТО говорит тренер ребенку (вербальная коммуникация)

  • Тренер должен обращаться к ребенку по имени. Никаких «Семенов», «Иванов», «Сидоров».
  • Тренеру следует использовать простой язык и правила.
  • Четкие формулировки и визуальные описания – лучше пространных фраз и длинных предложений. Вместо общих фраз тренеру следует говорить конкретно «Я» и «ТЫ».
  • Тренер должен отвечать на все вопросы детей.
  • Мотивировать ребенка и делится с ним положительным «откликом» — тоже задача тренера. А вот критиковать нужно реже.
  • Тренеру нужно относится серьезно к тому, что говорит – ребенок помнит это.

КАК тренер говорит с ребенком (невербальная коммуникация) 

  • Тренер должен говорить с ребенком на уровне его глаз (присев на корточки или сидя).
  • Важно поддержание зрительный контакта, слушая или разговаривая, с ребенком. Тренеру стоит избегать ношения солнечных очков. При общении с группой детей тренер должен выбрать положение, при котором все дети смотрят на него и не отвлекаются (например, из-за солнечного света).
  • Обратите внимание, использует ли тренер открытый язык тела, например, избегает скрещивания рук на груди.

Исправление ошибок

В любительском спорте, как и профессиональном, дети делают ошибки. Например, в футболе неправильно подставляет руки под мяч вратарь, или совершает опасный подкат защитник. Безусловно, тренер может и должен обращать внимание и корректировать ошибки ребенка. Но это тоже нужно делать правильно, без ущерба для самооценки детей. 

Например, в «Давай, играй!» мы учим тренеров исправляет ошибки таким образом:

  • Вносить коррективы лишь когда это действительно необходимо (например, имеет место угроза здоровью) – в противном случае, позволяет детям играть и принимать самостоятельные решения.
  • Всегда исправлять основную ошибку первой. И всегда только одну ошибку. Не стоит упоминать несколько ошибок одновременно.
  • Важно, чтобы тренер исправлял ошибки индивидуально. Указывать на то, что ребенок сделал неверное действие в присутствии всей команды, нельзя. Это может негативно повлиять на ребенка.
  • Следует вносить реалистичные корректировки – было бы неправильно ожидать, что ребенок больше не будет повторять ошибки после одного исправления. Исправлять ошибки нужно постепенно.
  • Исправлять нужно не последствия, а причину ошибки. Например, не нужно констатировать, что мяч был выбит слишком далеко влево. Вместо этого тренер должен исправить положение ноги ребенка при нанесении удара. 
  • Применять технику «позитив – негатив – позитив»: сначала дать позитивный отклик, затем внести корректировки, а закончить положительными комментариями и словами похвалы.

Ошибаться – это нормально, и на ошибках всегда можно учиться!

Какой бы вид спорта не выбрал ваш ребенок, тренировки должны быть в удовольствие. Ведь только так можно полюбить спорт. 

Справка: Проект «Давай, играй!», реализуемый Shakhtar Social – самый масштабный социальный проект в Украине. Более 4 тыс детей бесплатно занимаются футболом в 36 городах страны при поддержке ФК «Шахтер» и партнеров проекта. В проекте работают 47 тренеров. 

Читайте также:«Что делать маме, когда ребенка не берут в спортивную секцию?»