Главные инсайты с конференции уникальных тинейджеров ZAVTRA_2020

Информация и инсайты

27.12.2020

26 декабря бизнес/медиа бюро ekonomika+ совместно с дайджестом современной деловой женщины WoMo провело вторую в этом году конференцию уникальных тинейджеров Zavtra. Вторую в этом году, но первую на платформе YouTube с бесплатным доступом для всех при поддержке генерального партнера ПриватБанка. Согласно исследованию агентства США по международного развитию USAID, в 2019 году Украина заняла последнее место в индексе финансовой грамотности среди 30 стран в возрастной группе от 18 до 24 лет. Как выяснилось, молодые украинцы не умеют планировать доходы и расходы дольше, чем на месяц. А как известно, чем ниже уровень финансовой грамотности, тем ниже доход. Поэтому главная тема второй конференции Zavtra в этом году была — финансовая грамотность, управление денежным потоком, образование и навыки будущего. 18 спикеров в течении дня говорили о том, как тинейджерам зарабатывать деньги еще в школе, о банковских инструментах для поколения Z, какие навыки помогут подростку стать лидером, как составить бизнес-план, который поможет привлечь инвестиции для реализации любого проекта. Публикуем для вас главные тезисы спикеров. 

Начните с навыков

Алина Носенко, директорка благотворительного фонда Klitschko Foundation с 2013 года, считает, чтобы подростку определиться с выбором пути, для начала нужно пройти тест на определение психотипа — нет плохих или хороших психотипов, все они важны для успешной работы любой команды. Если вы будете лучше понимать себя, вы сможете определить, какие soft skills вам нужны. Давосский экономический форум разработал рекомендации для развития актуальных soft skills для подростков, взрослеющих во времена пандемии. В топ-3 навыков входят:

  • комплексное решение проблем;
  • критическое мышление;
  • креативность.

Эмоциональный интеллект — важнейшая составляющая успешной личности. Для его определения также стоит пройти тест и стараться улучшить свои показатели. А вот для конкретной профессии или специальности нужны будут профильные компетенции — hard skills. Важно понять, какие именно конкретные знания будут нужны в выбранной профессии. Однако прежде, чем окончательно определяться с выбором, нужно хорошенько «потренироваться»: стажировка и волонтерская деятельность, участие в школьном самоуправлении — прекрасные возможности для получения ценного опыта развития лидерских качеств, взаимодействия с другими, управления командой.

С вызовами подросткового возраста можно успешно справиться, если подобрать себе ментора или ролевую модель, считает Алина Носенко. Родители — очень важные люди в жизни ребят, но иногда нужен кто-то «третий», кто поможет взглянуть на себя со стороны и даст объективные советы. Что же делать, если взрослые очень критикуют, требуют все больших результатов, не понимая — интересует ребенка эта сфера, нужен ли ему такой результат? Алина Носенко советует подросткам обратить внимание взрослых на их собственную жизненную позицию. Легко требовать результатов от кого-то, самим не развиваясь. Было бы здорово, если бы родители и учителя сами соответствовали пропагандируемой детям модели поведения.

Иван Примаченко, основатель самой крупной в Украине платформы массовых онайн-курсов Prometheus, на которой обучаются 1,4 млн слушателей, говорит о том, что фундаментальным навыком является умение учиться. Понятие стилей обучения отходит в прошлое, понятие «таланта» к какой-то профессии — тоже. Главное — помнить, что не 10 тысяч часов практики в каком-то деле сделают из вас профессионала, а 10 тысяч часов активного, осознанного обучения. Если вы слушаете лекцию или читаете книгу — это пассивное обучение, вам оно не даст того уровня развития навыка, к которому вы стремитесь. А вот если вы обговорите книгу с теми, кто ее тоже прочел или сядете за практические занятия по материалам прослушанной лекции — тогда результат будет хорошим.

Как учиться эффективно? Очень важно выработать распорядок и привычки. Да, мы не любим вставать рано утром, но утром действительно — самое эффективное время для усвоения материала. Прокрастинация- проблема многих. Побороть ее можно так:

  • Установите приложение, которое будет вам подсказывать, что и до которого часа вы должны сделать. Ваш фокус должен быть на самых приоритетных задачах, от них и начинайте.
  • Прокрастинация часто базируется на страхе: я не смогу, я провалюсь. Постарайтесь посмотреть этому страху в глаза: что такого случится, если не получится, если я получу плохую оценку? Неужели мое будущее так уж зависит от этого результата? Обычно нет, никаких таких последствий быть не может. Страх отступает и вы можете двигаться вперед.

Что же делать, если вам нужно развивать проекты, а вы — абсолютный интроверт? Полина Евдокимова и Данил Пащенко, рассказывая о том, почему у подростков лучшее время для старта — сейчас, подчеркнули важность связей и полезных контактов, а значит и умения их завязывать и поддерживать. Полина — куратор проекта «Карочє» для креативных подростков, Данил — модератор лекций и ответственный за техническую часть в «Карочє hub». В начале проекта фандрайзинг — это как часть нетворкинга. Очень много можно решить благодаря связям.

Ребята дают несколько советов по нетворкингу:

  • Покидай зону комфорта;
  • Устанавливай цель: количество людей в день/неделю/на мероприятии;
  • Будь заинтересованным;
  • Думай сразу, чем можешь быть полезен;
  • Напоминай о себе.

О монетизации талантов

Мы часто думаем, что бизнес-идея — это что-то о торговле или изобретениях, но как заработать на гуманитарных талантах? На конференции выступили два спикера-гуманитария, которым удается развивать свои проекты, наращивая компетенции, популярность и монетизировать таланты.

Андрей Куделя — настоящий чемпион: в 2019 году он попал в Национальный реестр рекордов Украины в номинации «Самое большое количество дипломов, полученных за победы в онлайн-олимпиадах по школьным дисциплинам за 65 дней». Андрей создал консолидационное медиа-производство AK Production, среди его проектов издание собственных книг, ведение YouTube-канала Android Super Show, на которых он делает книжные рецензии, в том числе на комиксы от украинских издательств, создание видео-игры Survive The Rise Of Zombies и дизайнерские услуги в проекте shapky.ua. Как продавать свои услуги и товар? Андрей рассказал о методе «горячих точек» и проиллюстрировал его на примере продаж своей книги «Незнайомці, або Як уникнути халепи».

1. Ваш товар должен быть особенным по содержанию, нужным рынку и доступным по цене.

2. Партнера для реализации проекта надо выбирать, оценивая его репутацию, опыт, выпущенную продукцию и доверять интуиции — если при взаимодействии вы «не на одной волне», то это не ваш человек.

3. В продажах не сработали: фестивали, книжные ярмарки, авторские встречи. Сработали настойчивость, эксклюзивный контент и подарки — Андрей Куделя разослал свои книги в библиотеки. В итоге мнение библиотекарей было учтено при отборе Украинским институтом книги его издания для госзакупки книг для библиотек. Из 1000 изданных книг около 450 было закуплено государством.

Анна Полегенько — популярная книжная блогерка в Instagram, она ведет собственный фан-клуб читателя. Для тех, кто любит чтение и хочет стать блогером, Анна дает советы о том, как подбирать книги и делать отзывы:

1. Подбирать книги помогают библиотекари — поэтому записывайтесь в библиотеки и пользуйтесь консультациями сотрудников.

2. Работайте с издательствами по бартеру: они вам дают книги, а вы — видео-обзор. Правда, для этого у вас должно быть уже хоть немного аудитории.

3. Не бойтесь давать негативный отзыв на книгу: это ваше личное впечатление. Оно никого не обидит и (удивительное дело!) критичные отзывы хорошо смотрят в соцсетях.

Андрей Шатырко более 8 лет работает с YouTube-каналами и блогерами, у него 10 лет опыта в предпринимательстве. Андрей — основатель агентства SHATYRKO AGENCY, которое обслужило более 350 каналов в YouTube и более 50 страниц в Tik Tok. Харизматичный и компетентный, он рассказал о том, как эффективно работать с YouTube и TikTok. В первую очередь, по его словам, нужно быть классным и драйвовым. Потому что, что люди заходят в YouTube дольше и реже. Им нужны вирусные видео, которые они будут пересматривать и сбрасывать друзьям. Если вы сделаете классное вирусное видео, вам не нужно будет тратить деньги на продвижение. Вирусное видео должно включать реакцию людей, челлендж, драма, розыгрыш подарков в конце видео.

 

Форматы, которые работают в YouTube относятся к: сделай сам/как сделать, ответам на действительно актуальные вопросы, интервью, обзорам, челленджам, лайфхакам, шоу и тест-драйвам. Для  TikTok Андрей советует подросткам снимать жизнь и инсайты, спорт и конечно же эмоции! Грустные люди никому не нравятся. А вот, чтобы попадать в рекомендации, Андрей советует заливать видео либо в 11-12 дня, либо в 6 вечера — это два пика времени, когда все смотрят, делайть качественные видео, смотреть, что снимают блогеры-миллионники, и повторяйте и быть систематичными: загружайте минимум одно видео в два дня.

О социальной составляющей бизнеса

Злата Митчелл, основательница бренда одежды Mitchellclothing, начинающий режиссер и хореограф, подчеркивает, что при создании бизнеса необходимо учитывать социальную ответственность. Поскольку это не просто тренд. Проблемы общества не могут быть трендом, они касаются всех, бизнес тоже должен делать свой вклад в решение этих проблем. «Наши показы — это всегда немного фэшн и немного активизм». Именно такая позиция бренда, которая в активизм вкладывает понятие определенной режиссуры показов, собирает полные залы. Например, это может быть демонстрация документального/короткометражного фильма. Злата считает, что социальная позиция и ответственность не всегда отражается на продажах. Это немного другая сфера, продажи работают на других механизмах. Для развития бизнеса, при создании любого проекта идите от концепции, будь-то выполнение проекта в школе или презентация бренда.

Финансы и деньги

Игорь Махиня, многократный призер олимпиад по математике, физике, химии, географии, ІТ-технологиям, астрономии, 3-кратный призер Всеукраинской олимпиады «Финансовый гений» ПриватБанка, считает подросткам необходмо уже сейчас занимать проактивную позицию. Если вас что-то интересует — не уставайте искать возможностей, чтобы развить этот интерес: курсы, школу, академию. Участвуйте в конкурсах и, что немаловажно, не теряйте контактов с теми, с кем вы познакомились во время обучающих занятий или конкурсов: подписывайтесь на них в соцсетях, дружите, обменивайтесь идеями.

Соня Рашкован, украинский лидер студенческого самоуправления в США, подчеркивает особенности поколения Z: какое-то время тому назад молодые люди этого поколения опасались пользоваться кредитными карточками, потому что имели перед глазами пример миллениалов, живущих буквально в кредит. Банки забили тревогу и разработали кампании по привлечению подростков к получению кредитных карт. В итоге оказалось, что отказ от кредитных карт не дает возможности создать себе позитивную кредитную историю, а если кредитной истории нет, то тогда, когда вам будет необходимо — кредита вы можете не получить, а ведь покупать дом или машину придется. Так что теперь у большей части представителей поколения Z есть кредитные карты, которыми они активно пользуются.

Похоже, что высшее образование будет стоить для поколения Z не дешевле, чем миллениалам, которые увязли в долгах за колледжи и университеты. Для того, чтобы не повторить этого опыта, нужно откладывать сбережения: родители более половины 10-летних американцев открыли депозиты, на которых собирают деньги на высшее образование для ребенка. Как же самим подросткам научиться обращаться с деньгами?

1. Скачать приложение вашего банка и проверять баланс;

2. Планировать расходы, тратить по принципу 50/40/10. 50% вы откладываете, 40% тратите, 10%;

3. Проходите курсы по финансовой грамотности;

4. Учитесь инвестировать;

5. Среди поколения Z наибольшее количество предпринимателей. Поэтому смело пробуйте делать бизнес!

Говоря о накоплениях, руководитель Управления «ЮниорБанк», директор благотворительного фонда ПриватБанка Анна Павлова советует подросткам откладывать не меньше 20% от ежемесячного дохода. “Обучение финансовой грамотности нужно начинать с использования карманных денег. Умение управлять личным бюджетом не зависит от размера суммы. Прежде всего, ребятам нужно приучить себя к планированию, а значит внимательно вести свои доходы и расходы. Самое простое — заполнять две колонки в блокноте, но можно работать в электронной таблице или подобрать специальное приложение. Очень важно подводить итоги и периода и делать выводы о том, как можно было бы оптимизировать расходы, сэкономить”, — говорит Анна Павлова.

Отвечая на вопросы, звучавшие во время панельной дискуссии, Анна Павлова подчеркнула, что лучшая инвестиция, которую может сделать подросток — это финансирование своего развития, вложения в знания и навыки, здоровье. Поколение Z действительно обещает быть самым образованным, соответственно, и конкуренция за хорошие рабочие места будет высокой. Именно поэтому уже сейчас ребятам стоит получать знания о финансах. Олимпиада от ПриватБанка «Финансовый гений» за всю историю конкурса выделила участникам более 1 миллиона гривен, которые они могут потратить на образовательные услуги. На сегодня в олимпиаде уже приняли участие 15878 участников из трех возрастных категорий. Участие совершенно бесплатное, а призовой фонд составляет 123 тысячи гривен.

Доход в сфере науки и IT

Можно ли заработать, если ваши интересы — наука и технологии? Да, считает Наталия Боротканич, популяризатор науки, координатор космических проектов в Noosphere. Во-первых, государство не является единственным инвестором в исследования космоса. В Украине частная инициатива в космической отрасли не запрещена. Первые коммерческие украинские проекты начались в 1999 году: это была платформа Sea Launch и ракетоноситель «Дніпро». Ниша транспортных средств и пусковых услуг занята, но вы можете готовить космические стартапы в других сегментах:

  • исследование космических ресурсов;
  • добывание полезных ископаемых;
  • космический туризм;
  • развитие низкоорбитального интернета;
  • обслуживание деятельности спутников;
  • перевозка грузов, например, на Луну.

Как начать работать в космической отрасли: ищите информацию, принимайте участие в челленджах и хакатонах, ищите заинтересованных инвесторов.

Соня Павлова, специалист в сфере Smart-технологий, микроконтролеров и роботизованных систем, заняла второе место на II этапе Всеукраинского конкурса научно-исследовательских работ учеников Малой академии наук, рассказала о том, как принимать участие в мероприятиях, которые помогут продвинуть ваши идеи. Во-первых, каждому мероприятию — свою формат. Если это выставка — вы должны привести вашу разработку, на которую люди заходят посмотреть и придумать что-то, гарантирующее вау-эффект. К конференции нужно предварительно подготовить публикацию. Хакатон — очень динамичный ивент, а на бизнес-инкубаторе надо быть готовым говорить об экономических выгодах вашего проекта. Во-вторых, презентация должна быть понятна без слов. Рисунки, диаграммы — все должно быть понятно даже человеку, который не знает вашего проекта и темы. Можете потренироваться и показать сначала вашу презентацию постороннему человеку, не-эксперту.

Еще один совет — применяйте метод «резиновых уточек». Иногда эксперт (вы, например) начинает настолько увлекаться своей темой, что начинает сыпать специальными научными терминами. И жюри может вас не понять. Представьте себе, что вы объясняете резиновым уточкам: простыми словами, чтобы все поняли.

И наконец — подготовка спича, который судьи/жюри/аудитория будут слушать с улыбкой: внимание на положение рук — не принимайте закрытых поз. Подтверждайте слова мимикой и жестами. Избавьтесь от слов-паразитов. Улыбайтесь и удерживайте зрительный контакт.

Допустим, вы придумали очень классную штуку, но надо быть уверенными в том, что никто вашу идею не украдет. Для этого идею надо «вырастить». Варвара Бабич, научная исследовательница, призер международных научно-технических конкурсов, рассказала о проекте «Комбинированные электростанции на возобновляемых источниках энергии». Важно помнить:

1. Не слушайте, когда вам говорят, что ваша идея никому не нужна и не сработает.

2. Одна и та же идея может прийти в голову многим людям. Но деньги получает тот, кто быстрее запатентовал ее.

3. Каждую идею, каждый продукт, уже запатентованный, можно еще улучшать. Главное — у вас никто не отберет ваше авторство, а совершенствовать ваш продукт можно и после оформления документов. Не упускайте время!

Виталий Лисовый, руководитель бизнес-инкубатора Малой академии наук Ukrainian Future, рассказал о программах, которые реализуются в школах — потому что предпринимательские навыки формировать никогда не рано.

 

Но главные советы подросткам касались того, чтобы они всегда были в поиске новых знаний о деньгах и обязательно применяли их на практике, умели разделять бюджет на доходную часть (подработки, карманные деньги, подарки) и расходную часть (запланированные покупки, еда, развлечения, игры, журналы, случайные расходы), внимательно следили за деньгами на своем счету, планировали бюджет, платили вовремя по счетам и умели инвестировать.

Ведущими мероприятия стали тинейджеры, которые сами достигли значительных успехов: София Иванько — композитор, автор и исполнительница, которая представляла Украину на детском Евровидении в 2019 году, и Александр Балабанов — актер, главный герой зимнего 3D-шоу «Winterra. Легенда казкового краю» на ВДНХ, который завоевал гран-при на Славянском базаре и занял 7-е место на детском Евровидении 2020 год.

Бизнес/медиа бюро еkonomika+ и дайджест современной женщины WoMo благодарит партнеров мероприятия: Генерального партнера ПриватБанк, фундацию Дарины Жолдак, Маркетинговую агенцию «Федорів», рабочее пространство и творческую мастерскую «Коопертив», Малую академию наук Украины, MBA Kids, Академию ШАГ. Медиа партнеры: CosmoLady, Лига Закон, Апостроф.

Бизнес/медиа бюро еkonomika+ проводит конференцию Zavtra с 2017 года.