Мужская сексуальность в плену стереотипов

Не всегда и не с кем угодно

Татьяна Сулима,
сексолог, член секции Сексологии и терапии сексуальных расстройств Союза психологов и психотерапевтов Украины

Неоднократно мы с вами слышали о сексуальных установках, которые присущи женщинам в нашем обществе, и о табу на проявление женской сексуальности. Но мало кто задумывается о том, что мальчики взрослеют в этом же обществе и воспитываются теми же родителями, и сексуальное образование, а точнее его отсутствие, одинаковое у обоих полов.

А ведь известно, что чем раньше мы услышим определенные вещи, тем сильнее они «запишутся» у нас на подкорке и будут влиять на нас во взрослом возрасте. Сексуальная жизнь начинается задолго до того, как мы начинаем заниматься сексом, если можно так выразиться.

Провалы воспитания

С детства как мальчиков, так и девочек часто отделяют от собственной сексуальности: не трогай тут, фу, это неприлично, как ты можешь и прочее. К тому же, если девочкам в нашем обществе прививаются качества партнерства, покладистости, неинициативности в парных отношениях, то мальчиков чаще всего обучают побудительным программам:

  • мужчина сам должен решать свои проблемы;
  • эрогенная зона у мужчин – пенис, и его стимуляции достаточно для сексуальной жизни;
  • мужчина ответственен за инициирование секса, возбуждение себя и партнерши, поддержание эрекции, продолжительность полового акта и доведения обоих до оргазма.

А как же сексуальная игра, когда конкретно этих партнеров может возбуждать наличие инициативы со стороны женщины? Ведь на самом деле нет универсальной инструкции. Каждая пара должна сама понять, что им подходит и что возбуждает.

Из-за множества маскулинных установок, став взрослым, мужчине сложнее признать свое незнание в каком-либо вопросе или обратиться за помощью. Недостаток сексуального образования, на мой взгляд, также имеет свои последствия. Ведь до сих пор в социуме подразумевается, что знания о сексуальной жизни «придут сами собой», когда мальчик повзрослеет. А ведь искусству любви необходимо учиться как мужчинам, так и женщинам.

Тот самый орган

Как отмечает польский сексолог Анджей Гришевский в своей книге «Интимный разговор про ТОТ самый орган», с возрастом наша сексуальность изменяется, становится более требовательной. Например, нужно больше времени, чтобы подготовится к сексу. В 25 лет мужчина чаще всего готов к сексу «по первому требованию», утром у него присутствует эрекция и из-за недостатка знаний многие думают, что так будет продолжаться всегда. А когда в физиологии происходят изменения, эрекция не наступает в очередное утро, начинают беспокоится из-за этого, а, возможно, испытывать чувство стыда. А ведь не все знают, что для сексуальности важно высыпаться. Во время фазы быстрого сна вырабатывается тестостерон, который влияет на эрекцию.

Также на механизм эрекции влияют множество факторов, как физических, так и психологических. Психиатр и сексолог Михал Лев-Старович к физическим относит такие факторы, как сердечно-сосудистые, дисфункцию пещеристых тел, неврологические нарушения, гормональные и прочие заболевания. И отдельно делает акцент на психологических. Относя к ним депрессию, тревожный невроз, нарушения питания, сна, проблемы в паре, постоянный стресс. Мало кто задумывается, а ведь стиль жизни также оказывает большое влияние. Отсутствие физической активности, курение, злоупотребление психо-активными веществами, постоянная усталость не проходят бесследно. Согласно исследованиям, во многих европейских странах 30% эректильной дисфункции связывают с физическими факторами и 70% — с психологическими.

К сожалению, науке о мужской сексуальности, как и о женской, не учат в школах и в обществе. На мой взгляд, сексуальное образование продолжается у человека всю жизнь, и каждый, будь то мужчина или женщина, сам ответственен за свои знания, здоровье и удовольствия. Ведь зрелые отношения определяются через партнерство. Партнеры сами создают свою систему отношений, описывают то, чем являются отношения для каждого из них, и какие роли они в них исполняют независимо от внешних образцов, догм и идеологии.