О реагировании на случаи буллинга: возможности и опасности

Что говорит приказ МОЗ?

18 февраля 2020 начал действовать Приказ о порядке действия в образовательной среде по буллинг, в котором речь идет не только о фактах травли, но и о подозрениях на него. При любом подозрении буллинга, который касается как детей, так и взрослых (родителей, учителей, администрации), должны быть применены соответствующие меры.

Буллинг — это всегда насильственное поведение (против воли), которое унижает и повторяется систематически. В процессе всегда есть две стороны — сильная и слабая.

Если есть устное, письменное или электронное заявление о подозрении о буллинге, ситуацию необходимо решать в течение суток. В приказе есть четкие определения терминологии.

Что делать?

Приказ о порядке действия в случае буллинга четко отвечает на вопрос, как действовать, если кто-то сказал или написал о том, что волнение по буллинг.

Согласно документу, многие должно быть включено в комиссию, которая расследует случай. В комиссию обязательно нужно привлекать представителей центров социальных служб, а это люди не изнутри школы.

Еще в 2018 году, до выхода закона, мы в школе столкнулись с этими вопросами. Мы разрабатывали внутренние правила и прописали, что если действие происходит более одного раза (ибо понятие «систематически» является расплывчатым), мы имеем принимать меры, — делится опытом Елена Петрушкевич, практическая психологиня КМДШ, сказкотерапевт, разработчик приказа о регулировании буллинг, — мы учим всех: как детей, так и взрослых (в Законе профилактика буллинг прописана, как «мероприятия для детей»), потому что мы, как взрослые, так же были и унижаем, не понимая этого. Мы в этом выросли и считаем нормой ».

В чем основная проблема разрешения ситуаций, связанных с насильственным поведением в школах?

В случае, если родители обратились с заявлением о буллинге ребенка, а учителя и администрация школы отрицают такие факты, семья остается с этим в одиночку. Уже два года как можно написать заявление в полицию, но часто это нелегко как физически, так и психологически.

Согласно новому порядку, школа обязана пригласить представителей социальных служб, где работают психологи, которые умеют работать с семьями булера и жертвы, могут оказывать экспертную оценку.

Мы прописали все возможные варианты. Но перечитать и рассказать наизусть — это не значит так делать. У нас проводится постоянная работа, в каждом классе висят призывы: «Стоп! Прекрати! ». Дети обучены, что они сначала заявить, что им это не нравится, — рассказывает Елена, — Мы проводим тренинги по ненасильственного общения для учащихся, учителей, новых сотрудников: от охранника до руководителя образовательных программ, все должны понимать, что такое ненасильственное общение и буллинг, и как поступать, когда ты заметил насильственное поведение ».

Какие последствия могут угрожать обидчику?

По Кодексу Украины об административных правонарушениях, ст.173 (4), буллинг влечет наложение штрафа или общественные работы. В частной школе, если травля не прекращается, то есть нарушаются правила поведения, есть возможность расторгнуть договор об оказании образовательных услуг. Государственная школа, к сожалению, нет таких рычагов.

Где чаще случается буллинг: в государственных или частных школах?

Формат не имеет значения. Важно реагирования и прекращения действия. В частной сфере есть больше возможностей работать с этим. Есть тьюторинг (групповой сопровождение детей), является психологическое сопровождение.

Благодаря тому, что дети находятся в школе до 6-ти часов, у нас есть время учить их решать конфликты разными способами — выделены часы в расписании для курса« Я — личность »или возможность договориться с преподавателем, у которого быть сейчас занятия, оперативно решить конфликт, а задача отработать после », — делится опытом Елена.

Обязаны школы иметь психолога?

Школы обязаны иметь психолога, но нередко эти вакансии открыты. Иногда бывает так, что дети учатся в школе много лет, но не знают, что в школе есть психолог …

Буллинг будет являться, но с ним можно работать и останавливать его. Всегда будет кто-то, кто перенесет агрессию из дома, с прошлой школы, из семей, где агрессия является нормой, — продолжает Петрушкевич, — в современном мире уже давно существует новый формат травля — это кибербуллингу. На это школа повлиять не может. У нас в КМДШ зона без гаджетов, их используют только в учебных целях и в них нет возможностей оскорблять друг друга в чатах. Но по вечерам они идут домой, общаются на каникулах и выходных, поэтому мы воспитываем в них информационную гигиену и грамотность ».

Можно создать среду без насилия и буллинга?

Мы живем в обществе, где насилие — это норма. Лишь последние годы мы начали говорить об этом как о проблеме и стали принимать законы. Дети и школа отражают то, что происходит в обществе, — завершает Елена, — профилактика буллинг не в том, чтобы он не появлялся, а в том, чтобы на это реагировали: стоп, ты перешел границу.

Мы в Facebook