Основные преграды онлайн-обучения и как их преодолеть

От спикера онлайн-ивента для подростков Завтра

София Оноприенко, спикер конференции Завтра

Благодаря систематическому изучению вопросов тайм-менеджмента, мотивации и самодисциплины, а также умелому их применению на практике, София Оноприенко получила стипендию в топ-колледже Канады. Что служит мотивацией для таких результатов в 18 лет и над какими навыками нужно работать в первую очередь — об этом София делится на своём YouTube канале. И выступит с этой темой на онлайн конференции для подростков ЗАВТРА, которая состоится 26 апреля.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ONLINE ИВЕНТЕ ZAVTRA

В этой статье она поделится главными преградами в учебе онлайн, а также конкретными шагами, чтобы их преодолеть. 

На данный момент существует два типа студентов. Первые — те, кто очень заинтересованы в новом опыте дистанционной учебы, вторые — те, кто относится к такому повороту событий без особого энтузиазма или даже негативно. 

Мои подписчики следят за моим подходом и размышлениях об образовании и знают, с какими нестандартными ситуациями я сталкиваюсь и как выхожу из них. Если и Вам станет интересно наблюдать, приобщаться и брать для себя полезное — добро пожаловать на мой канал.

Конечно, негативная реакция на дистанционную учебу вполне очевидна. Школа часто ассоциируется именно с комьюнити, поэтому физическое отсутствие в учебном заведении подразумевает под собой пропущенные моменты с друзьями. Но есть и несколько других важных факторов, из-за которых пропадает энтузиазм при мысли об учебе в домашних условиях.

Фактор 1

Долгожданная свобода?  Нет. Ступор, непонимание, потерянность.

Каждому из нас сейчас дан огромный пласт времени, когда ни школа, ни учитель — никто кроме нас самих не может диктовать нам что делать. Многих из нас такая представленность самим себе и еще не отработанный навык контролировать собственную жизнь вводит в ступор. 

Что с этим делать? Как взять под контроль свое время?

Найти для себя “learning buddy” — человека или компанию людей, с которыми вы вместе будете создавать атмосферу сфокусированности онлайн. К этому пришли и стали друг друга поддерживать студенты Гарварда, когда их университет закрылся. И сейчас я, София Оноприенко, готова стать таким другом для тебя! На своих страничке в facebook каждый день я публикую ссылку на видео встречу со мной. Мы созваниваемся, определяем конкретные задания, которые каждому из нас нужно выполнить в ближайшие 40 — 90 минут, и совместно учимся по разные стороны экрана. Да, это работает! Никто не болтает и не мешает, потому что каждый несет ответственность за концентрацию друг друга. Первые 15 минут встречи посвящены обсуждению определенной темы, например, 1 апреля мы поговорим о самоконтроле когда дело доходит до учебы. Я решила поднять именно такую тему когда получила фидбек от участников наших онлайн встреч. Они сказали, что без наших видеосозвонов им тяжело усаживать самих себя за учебники когда есть соблазн посмотреть сериал или засесть в соцсетях. Знакомая история? Присоединяйся по ссылке в описании моего профиля инстаграм @so.sofiko .

• Если хочешь до конца разобраться в теме тайм-менеджмента, то в первую очередь не ЗАПОЛНЯЙ время всем, что нужно сделать из чеклиста, а ИНВЕСТИРУЙ свое время. 

Твое внимание к тому или иному предмету + часы, которые ты выделяешь на учебу = инвестиция в свое развитие.

ЗАПОЛНЯТЬ свое время — это о любых бессмысленных действиях. Все, что дает нам ощущение, что мы якобы чем-то занимались целый день, но в итоге это ни к чему не привело. 

Например: я собралась сделать презентацию для своего проекта, а в итоге искала вдохновляющие цитаты в Pinterest. Да, вдохновение является важной составляющей креативной работы, но это не может быть заменой того, что я себе изначально запланировала. Уверена, что у каждого есть свои личные примеры такой псевдо-занятости. 

Я на 100% убеждена, что большинство из нас с началом карантина решили записаться на самые разные дополнительные курсы: по созданию контента онлайн, управлению стартапом, разработке веб-сайтов и другие. Кто-то ринулся слушать лекции по саморазвитию и читать умные статьи. Потому что все вышеперечисленное ассоциируется у нас с вложением в свое развитие, что круто, но тоже может быть бесполезным. Потому что настоящая инвестиция времени — это для начала ответить себе на вопрос “чего я на самом деле хочу?” 

Например, какую мини-цель я достигаю когда начинаю слушать лекции профессоров Стэнфорда, читать, скажем, “21 Навык для XXI Века” Юваль Ной Харари и смотреть денежный марафон от лучших бизнес-тренеров? Не ответив себе на этот вопрос, я буду какое-то время получать знания через эти источники, но без четких намерений я так и не использую эту информацию целесообразно или заброшу занятие очень быстро. 

Фактор 2

Напряг со стороны родителей. Напрягом считаются все отвлекающие факторы: просьбы помочь по дому, поиграть с младшими братьями и сестрами, сходить в магазин и тд. Помогать — это хорошо, и уж точно должно входить в обязанности каждого члена семьи, но не вместо учебы. 

Как с этим справиться, чтобы это устроило обе стороны? Представьте, что ты и твои родители — бизнес-партнеры (потому что так и есть), вам необходимо установить договоренности, а также совместно поддерживать рабочую атмосферу. 

Как договориться? Каждый вечер выделяйте 20 минут для планирования на завтра. Это время для вас, как для бизнес-партнеров, договориться. Необходимо определить часы учебы, отдыха и всего дополнительного (например, помощи по дому). Выписать свои ожидания и конкретные задания, которые важно выполнить. 

Для некоторых студентов может появиться необходимость в менторстве. Родители вполне могут выполнять эту роль, если разберутся в самом понятии. Например, помочь с распределением времени, которое требуется на выполнение каждого задания. Важно учитывать, что для каждого ученика существуют свои сложности в разных предметах, особенно что касается самостоятельного изучения.

Моя Мама стала моим ментором и помогла вовремя осознать мои индивидуальные препятствия в изучении. Например, вместе мы отследили, что мне с легкостью дается биология, поэтому одного часа для занятий вполне достаточно. А вот с физикой дела обстоят хуже, поэтому мама рекомендовала мне вложить туда больше внимания, а значит и времени. Без этого менторства я бы тратила еще больше времени на физику, вечно злясь на себя за то, что слишком медленно с ней справляюсь. Убрали злость — добавилось больше понимания себя и осознания необходимого времени. 

О создании рабочей атмосферы

Дом ассоциируется с уютом, но это не помогает, когда дело доходит до концентрации. 

Установите несколько правил: 

Не учиться, лежа в кровати или находясь в пижаме. Это снижает способность фокусироваться на задаче, вводит в настроение полентяйничать и посмотреть фильм.

• Не учиться в близком доступе к еде. Ученые провели несколько исследований и доказали, что мозг не может быть в режиме мультизадачности (multitasking). То есть либо он координирует переработку еды, либо переработку информации. Выбирайте.

• Не учиться в хаосе. Громкие звуки, скопление людей, запахи еды и т.д. сильно давят на попытки сконцентрироваться и делают их почти невыполнимыми. Об этом, кстати, тоже есть научные статьи.

Говоря простыми словами, тяжело учиться, когда вышла новая серия сериала, а ты как раз уютно устроился под пледиком, а в этот момент еще и бабушка заносит в комнату пирожки. И вроде ты только сел учиться, но тут кто-то начинает пылесосить, параллельно кипит чайник, плачет сестра, работает телевизор и снова пахнут пирожки.

Дорогие родители, если именно вы сейчас читаете эту статью, я хочу, чтобы вы знали, что то, что ваш сын/дочь теперь учится дома, не значит, что жизнь внутри дома должна остановиться. Но жестом уважения с вашей стороны было бы выделить отдельную комнату подростку — сделать ее нейтральной зоной. И не внедряться в эту зону без разрешения. А еще лучше и после карантина оставить ее таковой. Этот ваш вклад поможет нам стать более успешными в учебе и в целом в создании себя как независимой личности. 

Фактор 3

Дискомфорт также вызван пониманием, что теперь нам — студентам — придется самостоятельно обрабатывать информацию. Вот сайты, которые в этом помогут:

Khan Academy

Prometheus

EdEra

Quizlet

IXL

StudyPug

Edx

Пускай английские версии некоторых из этих источников вас не пугают. Нужные знания можно освоить с минимальным знанием языка. Несколько лет назад, будучи ученицей 6-го класса, я не освоила базовую теорию о дробях и, соответственно, не справилась с последующими математическими уравнениями. На тот момент мой английский был уровня “London is the capital of the Great Britain” и именно с помощью вышеперечисленных сайтов я самостоятельно освоила недостающую теорию в математике и повысила знания английского.

Карантин и учебу онлайн круто воспринимать как новый опыт. Это опыт взаимодействия с самим с собой и своим окружением, получением навыков работы с новыми программами и приложениями, опыт освоения необходимых навыков. Это абсолютно не страшно — скорее, просто иначе. Поэтому инвестируйте это время в себя, ведь карантин заканчивается, а работа над совершенствованием себя — нет. 

 

ПОДРОБНЕЕ ОБ ONLINE ИВЕНТЕ ZAVTRA

Читайте также: «Чем занять подростка на время карантина: полезные сайты, приложения и YouTube-каналы»