«Повторюха-муха», или колонка о важности толкования слов

Учимся правильно прояснять значения слов

14.10.2014

Вы когда-нибудь задумывались над истинным смыслом слов? Что такое доброта, уважение, преданность, друг и т.д.? Вы уверены, что ваши близкие понимают значение этих слов точно так же, как и вы? А ваши дети?

Несколько лет назад для меня стало полным откровением, что люди под одними и теми же словами понимают совершенно разные вещи, а иногда вообще не осознают истинное значение слов и употребляют их «на автомате», по привычке. И эту привычку они формируют с самого детства, потом закрепляют в школе и живут с ней всю жизнь.

Многие педагоги, философы ставили акцент на том, что слово — сильнейший инструмент, и очень мудро поступает тот, кто дружит с толковым словарем, регулярно сверяясь с ним, правильно ли он понимает те или иные слова.

Как дети начинают говорить? Повторять слова сначала за родителями, другими детьми, бабушками-дедушками, прочей родней, потом за воспитателями, учителями и т.д.

Встретились на детской площадке с девочкой, ровесницей дочки, и потом спрашиваем: «Ну как, вы подружились?» или «Это твоя подружка?». И ребенок запоминает, что друг — это тот, с кем весело проводить время. Потом возникает проблема, когда «друг» просит о помощи, а ребенок не готов ее оказать. Это ведь уже не веселое времяпровождение. А кто из нас по-настоящему прояснял для себя и для ребенка слово «друг»?

Или другая история: малыш показал бабушке язык. Мы говорим: «Взрослых нужно уважать». Не проясняя с ним значение слова «уважение». И потом ему в жизни встречается такой человек, которому можно не только язык показать, но и стукнуть хорошенько за его поступки не мешало бы. Но он «старше», его нужно «уважать».

А такое слово, как «ответственность»? Я часто на собеседовании задаю вопрос: «Вот у вас тут в резюме указано «ответственный», а что это означает»? Самый яркий ответ был: «Это значит, я за все очень переживаю…»

Шведские ученые провели исследование и обнаружили, что ребенок, который хорошо понимает значение большинства слов (то есть близко к словарному значению), гораздо лучше учится, имеет выше IQ, более общительный. Разве это не желанное положение дел для большинства родителей?

Нужно различать, что есть понятные и непонятные слова. Для ребенка любое новое слово является сначала непонятным. Мы с дочкой пяти лет читали «Сказку о золотой рыбке» Пушкина. Помните, там, где невод и старче. Ну и корыто заодно. Я у дочки спрашиваю, что такое невод? Кто такой старче? Что такое корыто? Короче, только на первых нескольких строках она узнала много новых слов. Это не повод превращать чтение в сплошной экзамен и прояснение слов. Для маленького ребенка в чтении вслух гораздо важнее голос родителя, мелодика, ритм, совместное времяпровождение. Большинство детей основной смысл, сюжет и так улавливают.

Но здорово тем не менее пополнять словарный запас. Хороши сказки с картинками. И этим картинкам нужно уделять внимание. Прочитали текст, обратились к иллюстрации и с ребенком обсудили все, что там изображено. Найдены и корыто, и старче, и невод.

И есть непонятые слова. То есть это слово ребенок знает, использует, тысячу раз слышал, но смысл понимает не совсем точно.

Классика: пойди в комнату и наведи там порядок. Вопрос: что имеется в виду под словом «порядок»? Что мама-папа в него вкладывают и что ребенок? Игрушки под кровать поглубже запихнуть? Проясните, и станет гораздо легче решать вопрос с уборкой. Проясните слово «деньги», «работа», «помощь» и многие другие очень простые слова.

Существует специальная технология, которая позволяет правильно прояснять слова. Она заключается в том, чтобы с помощью словаря выяснять происхождение слова, составлять с этим словом различные фразы, выяснять все случаи, когда это слово применяется, исследовать фразеологизмы, если они есть. Это если вкратце. Да, и пользуйтесь только хорошими словарями. Если в расшифровке слова столько других непонятых и непонятных слов, что легче запутаться, ищите другой словарь. Хороший вариант — словари Ожегова, Даля, если о русском языке идет речь.

Замечено, что люди, которые очень много читают, понимают гораздо больше слов близко к их истинному, словарному значению. Это связано с тем, что слова им встречаются в разных контекстах, и чем больше таких контекстов, тем ближе к истинному смыслу они окажутся.

Начните прояснять прямо сегодня: спросите у ребенка значение слова «школа», «учитель», «обязанности». Можете еще дальше пойти и спросить, что он понимает под словом «родители». И сами посмотрите в словаре!

Наполняйте свое общение красивыми словами, правильно передающими ваши красивые мысли.