Правда и ложь о женских амбициях

Что нам мешает хотеть и достигать большего в профессиональной сфере

Не секрет, что успешной карьере женщины часто мешают стереотипы. При чем именно те, в которые она верит сама. Наша цель — развенчать вредные мифы о женщинах в бизнесе. О самых распространенных фейках и решениях для их нейтрализации рассказала в рамках SHE Congress директор по коммуникациям и член совета директоров P&G в Украине Ольга Клименко.

В последнем докладе WEF о гендерном разрыве говорится, что для достижения равенства потребуется 100 лет. Этот показатель учитывает изменения в экономике, здравоохранении, политике и образовании. Хорошая новость в том, что мы добиваемся значительных успехов в такой области, как образование, где этот пробел может быть устранен через 13 лет. Но в то же время экономический разрыв увеличивается, и на рабочих местах он будет существовать еще 217 лет.
В P&G мы стремимся освободить мир от гендерных предрассудков, чтобы и мужчины, и женщины могли жить с равными правами и равными возможностями. Мы знаем, что, достигнув реального равенства, общество станет здоровее, а бизнес будет процветать. И сначала мы решили установить, что не позволяет женщинам дорастать до управленческих должностей. Для этого определили ряд предрассудков, которые стали оправданием отсутствия прогресса в достижении равенства. Эти оправдания не что иное, как мифы, и мы хотим разоблачить их, чтобы скорее увидеть мир равных возможностей.

Женщинам не хватает уверенности, у них меньше амбиций = МИФ

Реальность: у женщин-профессионалов нет недостатка уверенности или амбиций. Сегодня определение нормы основано на наиболее распространенном прототипе лидерства (обычно – мужском). Женщины и мужчины ведут себя по-разному, потому что были социализированы и воспитаны, чтобы вести себя по-разному. Важно осознавать эти различия, но не вешать ярлыки. Рабочие места сегодня требуют более разнообразных стилей руководства – лидеров, которые взаимодействуют и процветают в гибких и неиерархических организациях.

Решение: у лидерства нет гендера. У лидерства есть стили. Компании и мы с вами должны переосмыслить свои традиционные определения «лидерства» и «амбиций», которые основаны на унаследованном прототипе того, как выглядит лидерство. Мужчины и женщины могут демонстрировать уверенность и амбиции по-разному.

На рынке труда недостаточно квалифицированных женщин = МИФ

Реальность: на рынке труда очень много квалифицированных женщин, которые хотят занимать руководящие должности. Давайте проследим особенности привлечения женщин и мужчин в Украине на рынок труда. Среди учащихся в высших учебных заведениях женщины составляют даже большинство – около 54%. Если посмотреть на статистику по занятости в украинском обществе, то это приблизительно 63% женщин и 68% мужчин. Итак, женщины наравне с мужчинами как получают высшее образование, так и привлечены на рынок труда.

Решение: компании должны быть решительными и креативными в подходах к найму и продвижению женщин – устанавливая равные цели для всех. Статус-кво сегодня не должен нас устраивать. Один из способов решения вопроса – использовать простую математику. Например, если в совете директоров 12 человек, но из них только 3 женщины, то переход от 25% до 50% может показаться неприемлемым. Когда же мы используем реальные цифры – это просто добавление еще 3 женщин, что кажется более измеримым и достижимым, особенно в организациях, где работают от 500 и более человек.

Миссия женщины – берегиня домашнего очага = МИФ

Реальность: быт и воспитание детей – общая ответственность, не привязанная к гендеру.

Решение: однозначного решения сегодня нет. Но компании должны внедрять политику, основанную на равенстве. Например, в P&G есть установленные нормы, которые обеспечивают гибкие условия для всех сотрудников (неполная занятость, гибкость рабочего графика и удаленная работа). У нас есть программа отпуска по уходу за ребенком, которая предоставляет льготы для матерей, усыновителей и отцов. В этом году мы ввели для отцов 2 оплачиваемых месяца по уходу за ребенком.
Ко всему этому можно добавить огромное преимущество в виде формирования социальных норм через рекламу. Например, наша кампания ShareTheLoad.

Харрасмент слишком преувеличен женщинами = МИФ

Реальность: домогательства – проблема не женщин, а общества. Насилие может быть словесным, физическим, эмоциональным, и с этим может столкнуться каждый. Домогательства и злоупотребление властью на рабочем месте – риск для репутации любой организации или человека.

Решение: нужна бескомпромиссная приверженность искоренению домогательств на рабочем месте во всех их формах. Культура рабочего места должна формироваться руководством. Необходимо постоянное обучение сотрудников, политика нулевой терпимости и обязательство высокопоставленных руководителей прекратить молчание жертв и обратить внимание на поведение обидчиков.

Мифы заставляют общество верить, что женщин необходимо как-то исправить. На самом деле надо исправить систему, которая их ограничивает. Нужен новый подход, выходящий за рамки целевых показателей и квот для женщин, их спонсорства и программ развития. Хотя они остаются критически важными, их недостаточно. Необходимо также уделять особое внимание развитию мужчин как лидеров, учитывающих принцип равенства и равноправия. Только глубокие политические и культурные интервенции способны поддержать мужчин как равных партнеров дома и на работе.

Бороться с мифами сложно, но именно они стоят на пути и не дают раскрыть наши таланты и истинное «я». Разрушая мифы вместе, мы делаем шаг к миру, в котором все равны.

 

Мы в Facebook