Уроки работающей мамы: Выбирая садик, думайте про будущую школу

Анастасия Нуржинская об ошибках при выборе учебных заведений для своих детей

02.10.2016

Начнем с того, что мы успели за 7 лет жизни ребенка поменять 6 садиков и школ, и столько же нянь. Так делать не надо, поэтому лучше все взвесить заранее.

1. При выборе садика, нужно сразу думать про будущую школу

Если есть такая возможность, — выбирать садик при школе или по рекомендации школы, или с похожей методикой. В нашей текущей школе английский, французский и немецкий языки преподавали еще с садика, поэтому детям, которые пришли в первый класс из других дошкольных заведений, было сложнее нагнать программу. То же самое с требованиями по подготовке ребенка в школу. Сильные школы требуют достаточно высокий уровень знаний и навыков при поступлении (пусть это и незаконно), и даже один год курсов по подготовке не всегда помогает соответствовать этим требованиям.

2. Если вы работаете, самый лучший вариант — садик или школа полного дня

Мы столкнулись с тем, что в комфортном (про это в следующих пунктах) садике/школе ребенок меньше устает за целый день, чем находясь полдня в школе, а потом переходя от кружка к кружку с няней. А еще нужно быть готовым к тому, что в первом классе детей отпускают домой спустя всего пару часов для более мягкой адаптации. Это прекрасно, но не для работающих родителей. И еще про кружки и попытки занять ребенка, конечно, это не обязательно, и, возможно, ребенку лучше побыть дома, даже «ничего не делая», ведь это и есть детство. Но мы столкнулись с тем, что наши дети с определенного возраста просили общения со сверстниками, которое с наступлением учебного года не так просто найти на детских площадках, а особенно зимой. То же самое касается и интересов ребенка к дополнительным занятиям, которые проявляются с его взрослением, и мы больше не могли их удовлетворять только с няней дома. Нам повезло — мы нашли школу, где есть большой выбор секций и кружков, которые доступны во второй половине дня и в рамках одной территории.

3. Питание

После первой недели в обычной школе, когда наш ребенок отравился, мы поняли, что он ел в школе исключительно чипсы, пиццу и конфеты в столовой. Мы еще не давали ему карманных денег, его угощали другие дети. Мы не запрещаем дома «вредные» продукты, но, конечно, балансируем и ограничиваем их количество. Да, это его урок самостоятельности, и в какой-то момент мы должны будем начать давать карманные деньги, а он принимать свои решения. Вопрос, нужно ли ребенку прямо с 6 лет зарабатывать язву и сможет ли он бороться с соблазном купить что-то в столовой? Изменить политику школы, к сожалению, было невозможно. В столовой был огромный выбор всевозможных сладостей, видно, это часть их бизнеса. Мой совет: обратите внимание на столовую, и если есть возможность, попытайтесь вместе с другими родителями договориться со школой и внутри класса, к чему у детей есть доступ, и могут ли они брать в школу такие «вкусняшки».

4. Сон, перемены и прогулки

У нас трое детей, и мы сохранили их обеденный сон до сих пор, по-другому мы бы не выжили! И я вижу, что это полезно для них. Есть школы, которые предусматривают тихий час в начальной школе, и это огромный плюс. Но одной из решающих причин для нас поменять школу, как ни странно, стали перемены. Синяки, порванная одежда, царапины на ребенке и жалобы на детей постарше, — результат того, когда в одном коридоре на переменах собираются дети из всех классов. Поэтому стоит обратить внимание, есть ли в школе игровая комната для начальных классов, или как детей занимают на перемене. Это касается и прогулок. Наша учительница не справлялась сама (и я ее понимаю) с тем, чтобы помочь одеться и вывести 32 ребенка на прогулку. И сам стадион возле школы не был самым безопасным местом. Но все по-другому, если в школе у начальных классов есть нянечка или ассистент учителя и администрация школы поддерживает пребывание детей на воздухе.

5. Первая учительница

Большинство родителей готовы простить многие недостатки школе, если им нравится первая учительница, ведь именно с ней ребенок будет проводить большую часть времени. И, наоборот, мы готовы были уйти из чудесной школой с детскими комнатами, прогулками и хорошим питанием, потому что наша учительница говорила, что эффективней ругать, чем поощрять, и то, что наш ребенок не пишет ровно по линиям, — «закрывает ему двери в будущее», а еще красный цвет пасты был у нее самым любимым и она тщательно расписывала замечаниями все тетрадки нашего сына. В результате мы решили пропустить год, но попасть к учительнице, которая совпадала с нами во взглядах на воспитание, а кроме этого, мы учимся у нее быть лучше родителями. Сейчас наш сын говорит, что любит помогать учительнице, его хвалят, и он очень хочет стараться и дальше.

6. Родители других детей

Необходимость настолько активного общения с другими родителями тоже стала для нас неожиданностью. Группа из мам 16 детей генерирует за день более 100 сообщений в Viber. От необходимости воды для кулера, выбора цвета альбома с фотографиями, очередного дня рождения и всех национальных праздников до, конечно же, постоянного сбора денег. И никогда эти переговоры не заканчиваются мирно. С одной стороны, очень уважаю мам, которые берутся все это организовывать. С другой, не понимаю, почему родители так конкурируют в сарказме и используют именно это общение для выплеска всей накопившейся агрессии. Совета, как избежать других родителей, — нет, но просто предупреждаю, что лучше запастись терпением и силами.

7. Развозка детей

Хорошие школы, к сожалению, не всегда находятся рядом с домом, а чаще  — в самом неудобном именно для вас районе. Мы взвесили все и решили, что целые дни на протяжении еще как минимум 12 лет в комфортной школе превысят неудобства в виде дороги до школы. Некоторые школы предлагают развозку. Нам не понравилось. Ребенка в любом случае нужно довести до места сбора, школьный автобус не всегда приходит вовремя, а едет очень и очень медленно, собирая всех учеников на своем пути. Частный водитель тоже оказался не вариантом, — воспитатели и учителя хотели чаще видеть нас, чтобы обсуждать прогресс детей. В конце концов наши дети начали очень уставать и мы организовали свои графики так, чтобы завозить и забирать их самим. У детей есть любимые песни, которые можно ставить в дороге, и. конечно, это время питает и нас и их.

8. Учебная программа

Оставила на самый конец достаточно спорный вопрос – нужно ли ребенку с садика и начальной школы сильное образование, 3 языка и 5 кружков, или достаточно и обычной школы через дорогу, зато много свободного времени для игр и себя у ребенка. Нам и не пришлось выбирать, мы просто не нашли обычной школы рядом с домом, которая бы обеспечивала безопасность и как минимум не вредила здоровью (то, что перечисляла выше – странное меню в столовой, минимум времени на свежем воздухе, дети без присмотра на переменах и т.д.). После нескольких попыток с разными садами и школами мы пошли в частную сад-школу полного дня. Мы нашли оптимальную для нас по расположению и цене, в которую будут ходить все трое с детского садика и дальше в школу. И вот действительно самое важное — оказалось, что, если я знаю, что им там хорошо и не веду постоянную борьбу с системой, то у меня остается огромный ресурс на работу и семью.

— Читайте также: Школьный парадокс: Девочки учатся лучше, зато мальчики — более счастливы