Успех по-итальянски: Соня Пероначи о том, как кулинарный сайт стал империей

Немного деликатесов из списка Форбс-Италия

При огромном количестве кулинарных экспертов разного калибра в Италии стать самым главным экспертом — почти нереальная для достижения цель. Однако Соня Пероначи рискнула бросить вызов именитым кулинарам. Она начала вести свой сайт “Желтый как шафран” (Giallo Zafferano) в 2006 году, а в 2019 была названа одной из самых влиятельных женщин Италии по версии Форбс.

В 2017 году Италия занимала 7 место в мире по объему экспорта. Продукты питания составляли всего 2,27% от общего объема товаров, но итальянская кухня как часть итальянской культуры широко популярна в мире. По результатам рейтинга самых влиятельных стран, составленному Уортонской школой Пеннсильванского университета и BAV Group, Италия является самой влиятельной страной в плане культуры: все хотят посмотреть на красоты Италии, все хотят одеваться в итальянские бренды, многие не прочь научиться готовить итальянские блюда. В Италии любители вкусненького считают, что совершенства в кулинарном искусстве не существует и активно обмениваются рецептами, посещают курсы и мастер-классы известных шефов. Как бухгалтеру Соне Пероначи удалось стать лучшей кулинарной эксперткой Италии?

Увлечение и работа

Соня родилась в семье, где кухня была профессией. Она стала помогать отцу в его ресторане, когда ей было 6 лет. Соня работала в пабах, туристических городках и даже как бухгалтер. Однако в 2006 году она решается сделать из своей страсти к готовке настоящую работу: вместе с партнером Франческо Лопесом она запускает кулинарный сайт Giallo Zafferano, который за 4 года становится самым популярным среди тех, кто умеет или учится вкусно готовить. В 2011 году у сайта становится 2 миллиона уникальных просмотров в день, а в 2013 — 4 миллиона. Добавился к ее сайту и канал на YouTube, где видео стали выходить и в переводе на английский и испанский. В результате самые популярные ролики о рецептах получили 70 миллионов просмотров итальянской версии, 6 миллионов — английской. В 2015 году Соня Пероначи объявила, что уходит из Giallo Zafferano, чтобы развивать личный бренд, вести новый сайт, с более широким видением кухни — soniaperonaci.it.
Соня стала постоянной гостьей на телевидении, любимым колумнистом в лучших глянцевых журналах и написала две книги.

Фуд-блогер или предпринимательница

Я никогда не была фуд-блогером, у меня никогда не было блога, у меня были сайты. Я предпочитаю называть себя предпринимательницей. Giallo Zafferano, кулинарный сайт Италии №1 родился от союза двух моих увлечений: кухня и интернет. Он сразу был задуман как профессиональный проект, не как хобби. Инициатива его создания принадлежит моему партнеру Франческо, он был очень грамотным бухгалтером, который вел свой сайт. Он-то и предложил идею кулинарного сайта, который мы развивали в свободное от бухгалтерской работы время вместе с моей старшей дочерью и программистом, которого мы наняли. Первой уйти с “официальной” работы решила я, с тех пор я посвящала все время моему сайту: писала рецепты, делала фото и так далее. Денег сайт не приносил примерно до 2009 года. Нас выкупила компания Banzai, где работали единственные в Италии люди, которые на тот момент верили в огромный потенциал интернета. Мы находили клиентов и объясняли им, что возможности интернета — это выгодное вложение в будущее. В 2009 году мы вложили все, что получили, в создание новой редакции, потому что нам нужны были люди, которые нам помогали бы создавать контент. Какое-то время траффик сайта был достойным, а денег было все так же мало, потому что нам не удавалось привлечь достаточно партнеров. Должна отметить, что даже сейчас в Италии не все предприятия поняли насколько мощным инструментом продвижения бизнеса является интернет, хотя с приходом социальных сетей ситуация улучшилась. В 2015 году я оставила Giallo Zafferano, проведя 120 выпусков телепередач, написав 2 книги, став лицом рекламы. Но потом компанию Banzai купили и я поняла, что теперь решаю не я, каким будет мой сайт. И тогда я решила уйти. Это было сложное решение, но не хотела быть лицом того, что больше не совпадало с тем, что я думаю. Кроме того, Giallo Zafferano — это творчество в 4-х стенах, теперь я решила, что нужно все больше “выходить в люди”. В моей новой редакции есть и школа кулинарного искусства и место для проведения мероприятий, и своя студия, где снимать наши видео. Мне говорят, что я всегда в авангарде. Думаю, что пока так оно и есть.

Когда никто в тебя не верит

Да, 4 года мы не получали ни копейки за нашу работу. Я не могла понять, почему не получается, ведь в США так популярна веб-шеф Марта Стюарт! К тому же, в Италии любовь к готовке — в ДНК людей. Но очень долго не получалось за счет того, что партнеры не сразу поняли выгоды работы в интернете. Но когда ты видишь, что идея правильная, что она нравится, что ты делаешь работу на отлично, ты веришь в то, что рано или поздно успех придет. Рано или поздно это должно было дать свои финансовые результаты.

Сильные стороны

Я была бухгалтером и мне нравилось готовить, но я не знала о своих сильных сторонах пока не начала работать над развитием своего бизнеса. Только в процессе, только делая что-то, понимаешь себя лучше и делаешь ставку на свои плюсы. Мой формат — видео. Я очень люблю выступать перед публикой, говорят, что я вдохновляю, что у меня получается объяснить и научить. Я поняла со временем, что мой продукт нравится людям, поняла, каковы мои сильные стороны. Конечно, я не знала этого о себе с самого начала.

Первые шаги в предпринимательстве

Собственно компания началась тогда, когда нас купил медиа-хаб Banzai. Но мы, основатели, были не теми, кто занимался всеми процессами. Мы создавали контент. Настоящая же предпринимательская деятельность началась с созданием моего сайта в 2015 году. Это два разных «начала». И из первого нашего опыта мы не слишком научились быть собственно предпринимателями — искать спонсоров, партнеров, клиентов, платить деньги нашим работникам, разрабатывать стратегию. Второй наш старт стал моментом получения необходимых знаний. Конечно, у меня к этому моменту было имя. Все хотят иметь дело с известным брендом. Важным стало также понимать, что к пользователю нужно проявлять уважение, ему должно быть комфортно, ведь теперь мы не единственные в своем секторе, как это было в начале. Все имеет свою цену: ты не можешь делать все, что угодно за деньги, ты должен оставаться верным своей идее, ты не можешь разочаровать тех, кто любит тебя за то, что ты делаешь, во что веришь.

Инструменты продвижения

Сейчас у меня 600 тысяч фоловеров на Facebook и в Instagram. Всего их около 1 миллиона в разных соцсетях. Сейчас мне больше нравится Instagram, мне кажется, что Facebook “отходит” как инструмент. В Instagram интереснее, веселее, меньше критики, люди более активны. В то же время, соцсети становятся местом, где более важны цифры: сколько людей подписались, сколько просмотров. Мне хотелось бы не забывать, что цифры все же не так важны, как сам человек и то, что он делает. Иногда цифры не отражают важности твоей миссии, твоих ценностей. Мы ведь видим какие-то страницы, у которых миллионы фоловеров и никак не можешь понять почему. Мои посты, получившие больше всего “лайков”, — не те, где я говорю о рецептах. Больше всего людям нравится, когда я говорю об эмоциях, об опыте, связанных с кухней.

Как работает команда

Все мои посты в соцсетях пишу я. Не представляю, что кто-то другой может писать от моего имени, ведь это я делаю то, что нравится публике. Мои лекции в университетах и на курсах готовлю тоже я. У меня есть ребята, которые помогают в кухне, есть люди, которые помогают постить вовремя, оператор и фотограф, которых мы зовем периодически. Сейчас сложнее всего — организация ивентов, например, когда хотят наш кейтеринг. Тут без помощников никак не обойтись.

Предпринимательская жилка

Иногда я сравниваю США и Италию. В США если есть новая идея, которая работает, тебя сразу поддерживают, инвестируют. В Италии есть определенное сопротивление новому. Даже начав с новым сайтом, я знала, что мое имя все равно не даст больших заработков. Я дала себе три года. Примерно так и получилось. Надо всегда помнить об этом. Если ты вкладываешь свои деньги, ты в полной мере понимаешь все риски. Иногда тебе страшно, но ты должен верить в то, что идея твоя стоящая и правильная. Если ты всего боишься и не рискуешь, то ничего не получится. Для того, чтобы быть предпринимателем, необходимо быть смелым. Часто это врожденная черта. Тем не менее, многому учишься в процессе. Например, многие не знают административной части бизнеса. Этому как раз сейчас можно учиться на курсах. Надо быть также готовым к форсмажорам. Может случиться что угодно: наводнение, воры, инвестиция, которая провалилась — и бизнес страдает, и это не твоя вина.

План Б

Диверсификация — наш спасательный круг. Я считаю, что в мире, где вкусы и моды меняются так быстро, нужно иметь несколько источников дохода. Мы, например, думали сделать кулинарные курсы, но идея не прижилась. Тогда мы создали подобие ресторана, место, где людям интересно, где они учатся и едят, место, где они знакомятся со мной. И это мы развиваем параллельно с сайтом.

Советы для начинающих

  1. Для того, чтобы развить свой интерес к кулинарному искусству в полноценный бизнес, нужно прежде всего быть пионером в каком-то направлении. Сейчас много тем, которые никто не понимает полностью: можно взять на себя миссию объяснять то, что актуально, но не очень понятно людям.
  2. Эстетика. Здесь все понятно: красивые картинки, красивый интерфейс привлекают больше людей.
  3. Удобство. Сделайте свой продукт удобным для пользователей, придумайте что-то, что упрощает людям жизнь.
  4. Расширять горизонты. Интересуйтесь тем, что сейчас в моде в других странах, рассказывайте людям об этом. Рано или поздно это станет актуальным и у вас, а вы — уже эксперт.
  5. Ценности. Если вы думаете только о деньгах, люди это заметят. У вас должны быть ценности, которые вы транслируете. Ваша верность ценностям обязательно окупится.

Источник: giusivalentini.com

  • Читайте также: