Вестник гендера в медиа: Антигерои сентября

Только негативные, так уж случилось

28.09.2017

Сентябрь — старт делового сезона, когда запускаются новые проекты и продукты, стартуют кампании, в том числе и медийные. А мы наблюдаем всплеск традиционных коммуникационных приемов ниже пояса — все ту же объективацию, сексистские стереотипы, мизогинию и мизандрию. Поэтому хороших новостей у нас в этом месяце, к сожалению, нет — гендерные вопросы в позитивном ключе не обсуждают.

Плавки за 100 лет и агентство Head Made

В этом ролике рекламного агентства Head Made, рассказывающего о том, как менялась мода на мужские купальные костюмы, использован прием зеркала, когда мужчины выполняют то, что обычно показывают на женщинах. Особенно эффективным он является в случаях, когда представители другого пола копируют все, вплоть до языка тела — жестов, поз, мимики. Однако создатели этого ролика, кажется, не добились разоблачения гендерных стереотипов, а просто поставили мужчин в неловкое положение.

Веганы-сексисты One Planet

Веганский ресторан One Planet решил задействовать селебрити в своей коммуникации с клиентами и снабдил фото в Facebook-публикации таким слоганом: «Красуня Меган Фокс навіть не подивиться у твій бік, якщо ти їстимеш тварин». Мы уже много раз писали о том, что показать женское тело — не лучший способ добиться лояльности аудитории. На это указали ресторану и его подписчики, а попутно выяснилось, что Меган Фокс уже не является веганкой, поэтому пост вдвойне некорректен. К чести заведения, оно принесло извинения за это: «Команда One Planet дякує підписникам, які зауважили, що цей допис зі світлиною з відомою зоозахисницею може бути розцінений як образливий чи той, що сприяє розділенню суспільства за статевою ознакою. Наша місія — пояснювати єдність різних форм життя, необхідність дотримання прав на життя і свободу всіх живих істот, ми вважаємо неприпустимим приниження за статевою ознакою. Вибачаємось перед всіма, хто міг сприйняти цей допис як образливий. Ми не видаляємо його за бажанням коментаторів, як приклад толерантного пояснення своїх позицій та знаходження мирного розв’язання суперечливого питання. Дякуємо, що дієте задля захисту прав інших!»

Телесные жидкости и вода «Славная»

Белорусские бренды регулярно радуют шаблонным креативом — то усадят полуголых парней за шитье нижнего белья, то снабдят гробы полуголыми девушками. В сентябре отличилась марка питьевой воды «Славная», которая в рекламной кампании провела аналогию с некоторыми телесными жидкостями, вероятно, чтобы подчеркнуть натуральность своего продукта. Впрочем, у многих это вызвало обратную реакцию. И пробовать воду уже не хочется.

Fedoriv Hub включает девочку

Резонанс в соцсетях вызвал ролик агентства Fedoriv Hub для проекта «БудуйСвоє». В видео Татьяна Мокренко, СЕО MokCoО, на вопрос «Як вам працюється з чоловіками» отвечает: «Чудово! Просто вмикаю дівчинку». И это разделило сообщество на тех, кто видит в этой реплике шутку или отличный инструмент менеджмента, и тех, кто считает такую позицию сексистской, вредной и подрывающей компетентность деловых женщин. Владелец агентства Адрей Федорив вынес обсуждение ролика в публичную плоскость, и благодаря этому, надеемся, рекламщики будут более осознанно подходить к гендерным темам.

И снова Fedoriv и женское развитие

Ролик для сети центров женского развития Woman Insight показывает работу агентства Fedoriv с гендерными вопросами с другой стороны — на этот раз секса — но подход все такой же шаблонный. В Woman Insight проводят курсы секс-фитнеса, секретов «идеальных жен» и прочих вещей, которыми славятся женские клубы, а ролик показывает прелюдии для секса в самом пошлом виде — вот женщина, менеджер в корпорации, роняет кипу бумаг и к ней подлетает тот самый принц, чтобы помочь, вот люди на балконе пьют кофе и вдруг встречаются взглядами… И прием крайне несвежий, и от стереотипов не продохнуть.

Красивое, и, главное, умное «Новое время»

Всплеск возмущения и народного творчества вызвал выпуск приложения к журналу «Новое время», на обложке которого — дипломат Лана Зеркаль, одержавшая очень важную для нашей страны победу в суде в Гааге по делу об этнической дискриминации в оккупированном Россией Крыму. Впрочем, эти достижения Ланы Зеркаль перечеркнуты буквально несколькими предложениями, так как главный редактор НВ Виталий Сыч написал: «На обложке очередного приложения НВ Style — замминистра иностранных дел Елена Зеркаль. Красивая женщина, и главное, умная. Зеркаль стала известна после судебного батла Украины с Россией в Гааге, где она, естественно, представляла Украину (как и все красивые женщины). Здесь она рассказывает, как променяла уход за орхидеями на судебную тяжбу с северным соседом и борьбу за безвиз, и стала при этом счастливой». Выражение «красивая, и главное умная» возмущенное общество предложило применить к чиновникам и политикам мужского пола, чтобы отзеркалить объективацию.

Выставка AgroExpo-2017 и снова телесные жидкости

В сентябре в Кропивницком прошла международная выставка AgroExpo-2017, задание которой по задумке организаторов — «вражати учасників і гостей і розширювати горизонти». К сожалению, на закрытии мероприятия эти горизонты опасно сузились, до двух девушек в купальниках, моющих эксаваторы. Этот прием используют многие бренды — все мы помним презентации автомобилей с моделями на капоте, однако от его распространенности менее противно не становится.

Как выглядит гомофобия

В сентябре стартовал новый раунд кампании Stop Hate, которую организует Общественная организация «Инсайт». В марте мы видели плакаты о том, как ранят слова, а сейчас сделан акцент на том, как выглядит гомофобия, сексизм, расизм и ненависть. Это сильно задело киевскую ячейку «Правого сектора», которая не поленилась и создала серию фотожаб на основе плакатов, заменив сексизм и гомофобию теми понятиями, которые им ненавистны. Изначально свое творчество «Правый сектор» опубликовал на странице в Facebook, хотя вскоре удалил. Но скриншоты, как известно, не горят, и свидетельство нетерпимости радикалов все равно остались.

Фото: социальные сети, Олег Шрамко

— Читайте также: Эффект Майи и ее мам: Чем грозит «поза страуса» взрослению родителей и детей