WoMo-портрет: Мария Заика

О личных способах не выгореть на работе, волшебных преобразованиях клиентов и подходах к бизнесу

02.10.2019

Мария Заика, арт-директор салона красоты Hairdresser, мастер международного класса, член сборной Украины по парикмахерскому искусству

 

Беседовала: Анна Печерная

О выборе карьеры

Отец у меня адвокат, поэтому я училась на юридическом, а параллельно оканчивала курсы парикмахеров в Кременчуге, которые были для меня тогда не более, чем развлечением. Когда же я поработала в парикмахерской у подруги, то почувствовала, что профессия мне интересна и к тому же еще и приносит деньги. Я занялась своим усовершенствованием как мастера, окончила одни курсы, потом вторые, переехала в Киев. Здесь уже я быстро выросла до арт-директора в одном из столичных салонов и стала занимать призовые места на европейских чемпионатах по парикмахерскому искусству. 

Об участии в чемпионатах

Для участия в чемпионатах нужны лидерские качества. Если работать только в салоне, то можно быстро упереться в потолок и потерять интерес к работе. А участие в международных конкурсах служит и прививкой от выгорания и способом выйти на новый уровень в своем мастерстве.

Я считаю, что именно чемпионатное движение вывело меня на другой уровень. При подготовке ты тренируешься нон-стоп, думаешь, что еще чуть-чуть и сойдешь с ума, потом разбираешь свои ошибки и уже задумываешься над участием в следующем.

Я стала по-другому себя чувствовать и работать с клиентами. Сегодня я уже сама тренер – готовлю участников к чемпионатам и принимаю в них участие как судья. Меня пригласили стать стилистом конкурса «Мисс Украина-2019», моя команда обслуживала звезд-участников премии YUNA. Это тоже очень сильно развивает меня как мастера и лидера. Сегодня мало быть просто хорошим специалистом, клиенту хочется чего-то большего.

 О целостном подходе к работе с клиентом

Самая большая ценность для клиентов – комфорт. Это касается не только уровня салона, но и общения с мастером. Сегодня очень важно уметь понимать и чувствовать своего клиента. Мастер может покрасить клиента в желаемый цвет. Но так сейчас нельзя работать. Мастер высокого уровня будет в своей работе учитывать цвет кожи и глаз клиента, форму бровей и конституцию тела. От этого зависит и покраска, и стрижка, и укладка. Такое отношение к клиенту воспитывают чемпионаты, когда в работе с моделью нужно что-то подчеркнуть или скрыть визажом, серьгами, цветом волос и т. д., то есть сделать максимально красивый и утонченный образ, так как оценивается целостность образа модели.

О вызовах в управлении салоном Hairdresser

Главная сложность – это финансирование, и дело не только в аренде. Нужно вкладываться в имидж, в рекламу, в расходную продукцию, потому что мы не имеем права экономить на здоровье наших клиентов. Профессионализм ведь в том и заключается, что каждому клиенту мы предлагаем индивидуальный уход, кому-то трихологический, кому-то гипоалергенный и т. п.

Я сумасшедший холерик, и меня очень раздражает планирование.

Я создала команду, которой отдала часть рутинной работы. На себя взяла поиск персонала, считаю, что только владелец бизнеса может понять, впишется новый человек в команду или нет. Если команде некомфортно работать с человеком, даже если он профессионал высокого класса, расстаюсь без сожаления. Раз в 2-3 недели мы проводим обучение для персонала. Обязательно проходит обучение новичок. Нельзя сегодня прийти, а завтра выйти к клиенту. По крайней мере в моем салоне. Нужно выполнить определенное экзаменационное задание, научиться ориентироваться в линейках брендов, с которыми мы работаем, и только потом выходить в зал.

Я и сама много учусь, в последнее время мое обучение больше связано с ведением бизнеса. Обязательно прохожу мастер-классы у мировых лидеров. Это очень важно – если я не буду повышать свой уровень, то не буду лидером и примером для подражания в своем салоне.

О волшебном преображении

Однажды ко мне пришла клиентка 45+, она не наносила макияж и не пользовалась услугами парикмахера. Мы с ней поговорили, разработали ей образ и она полностью поменяла свою жизнь, сейчас занимается танцами. А еще одна клиентка, которая тоже поменяла свой образ, стала более активной в жизни, завела YouTube-канал. Ее директор тоже ко мне приходит и благодарит за то, что мы ее так перевоплотили и настроили. Когда человек сам себя любит, у него соответственно все по-другому получается, и это прекрасно. Надо рассказывать клиентам, что и как лучше сделать, они оценят, если это от души.

О правилах жизни

У меня есть клиенты, с которыми я работаю уже 8-10 лет, это уже друзья-клиенты. Но и с ними я не позволяю себе расслабляться. Да, мы можем делиться друг с другом личным, но мой профессионализм всегда остается профессионализмом.

Я люблю животных, подбираю сбитых на дороге собак, лечу, пристраиваю. В моем салоне нет брендов, которые тестируют свою продукцию на животных. Мне бы хотелось сделать так, чтобы в нашей стране не было бездомных животных.

Если бы я могла прожить свою жизнь заново, я бы еще больше работала над собой, меньше ленилась, потому что сейчас меньше свободного времени, а тогда оно было, и его можно было бы использовать эффективнее.

Я говорю об этом своим сотрудникам – нужно работать над собой, и я не имею в виду конкретно работу парикмахера. Над собой можно работать по-разному – найти хобби, читать книги, рисовать. В чем-то черпать вдохновение.

Меня, допустим, вдохновляет спорт, наверное, потому что это тоже развивает мои лидерские качества и тем самым помогает в работе.

О планах на будущее

О масштабировании в сеть салонов красоты я не думаю по той причине, что не могу пока понять, как мне себя клонировать. Сейчас я каждый день захожу в салон, общаюсь с персоналом, даю установки. Если и открывать второй салон, то на другом берегу и тогда понадобится время на переезды. Хотя коллеги и делятся опытом, я пойму это только попробовав на практике. 

Открою секрет, что мне ближе идея не второго салона, а обучающего центра, который будет отличаться от всего того, что есть сейчас.

Есть много курсов, которые за 2-3 месяца готовят специалиста. И он идет и требует высокую зарплату, потому что считает себя стилистом. А его клиенты остаются недовольными, и от этого страдает общая парикмахерская репутация.

Поэтому я считаю, что обучающий центр должен быть масштабным, с высокими требованиями, чтобы его выпускник был полноценным специалистом. А не так как сейчас – приходят мастера на собеседование, и я узнаю, что они только стригут, или только красят, или мужские стрижки делают, а бороды не стригут. Для бизнеса это очень сложный мастер, потому что я должна ему отсеивать клиентов. Мастер должен быть универсальным, хотя быть только мужским мастером или только женским допускается.

В следующем году я обязательно поеду в отпуск, в который не ездила уже 5 лет. А еще у меня в планах построить дом с террасой, сидя на которой я буду перечитывать классику и мечтать.

Фото из личного архива Марии Заики

— Читайте также: Дарья Ковтун (Хмара): “До того, как мы с мужем стали парой, между нами была конкуренция»