«Я лучше знаю!»: Почему не стоит решать за детей все на свете

Мнение соосновательницы альтернативной школы "Боже, вільна школа" Екатерины Ботвинник

12.07.2019

Екатерина Ботвинник, волонтер команды организаторов IDEC-EUDEC 2019, член ГО «Горизонтали», соосновательница альтернативной школы «Боже, вільна школа», мама двоих хомскулеров

Почему мы все решаем за детей?

Люди, которых мы любим, что это значит? Очень сложный, глубокий и запутанный вопрос. Но можно все упростить и перечислить только самое базовое и универсальное: мы бережем их чувства и нашу дружбу, уважаем их, поддерживаем, стремимся проводить с ними время в том, что нравится и им, и нам… Пусть вот только эти четыре несомненных пункта.

Как приятно видеть их и понимать: «Да, я молодец, со своим любимым человеком я поступаю именно так!» А дальше мы берем эти же пункты и применяем к детям. Несомненно, дети — любимые люди. Ближе некуда, любовь сильнейшая. А соблюдаем ли мы на самом деле эти простые правила? Не всегда… Ведь мы можем легко отмахнуться от детской идеи: «Ну, слушай, прости, но это чепуха какая-то».

Как часто мы позволяем себе такое с детьми? А представьте — практиковать такое с любимым человеком! Мы привыкли судить о том, что важно, что не важно, что нужно, что не нужно, даже о том холодно или жарко ребенку, голоден он или сыт. Надолго останется с вами рядом взрослый человек, которому вы будете указывать, как одеваться, что читать и что есть, даже если вы сто раз лучше знаете?..

Придет ли вам в голову указывать любимому или любимой, что ему стоит учить и какое хобби лучше выбрать: танцы или фотографию. Даже если вы точно знаете, что танцы любимой не помешают, она ведь хочет похудеть, а увлечение фотографией любимый потом может монетизировать и это для вас выгодно. Озвучив это, вы получите бурю негодования в ответ. Почему же ребенку вы не стесняетесь диктовать и настаивать на своем видении?..

Не стоит портить настоящий момент

Но как же быть? Как говорить с ребенком наравне, как со взрослым, если он еще так мало видел, так мало знает, а мы уже набили кучу шишек? Как нам позволить детям набить свои? Как разрешить им встретиться с реальными последствиями их выбора, поведения, отношений с другими людьми, как не подстилать соломку на будущее?

И тут включается логика: если человек привыкает к тому, что вокруг него лежит заранее постеленная солома, — он не научится группироваться. Если он не сталкивался с реальными последствиями своего плохого поведения, он не поймет, что люди отвернутся от него, если он будет блюсти только свои интересы.

А знаете когда логика отключается? Когда включаются страхи. Мы боимся за будущее детей, и потому активно вмешиваемся в их настоящее. Задумайтесь, какой абсурд: наше стремление подстраховаться на будущее заставляет нас портить день за днем их настоящее!

Почему день в будущем ценнее дня в настоящем? Это такие же дни жизни. Нууу, этих дней меньше. Хм, так и в детстве один день — это очень много, а потом они летят все быстрее.

Чем мы, родители в семьях, и педагоги в школах промышляем? Ссорами, принуждением, манипуляциями типа: «Если б ты меня любил, то»… Шантажом: «Если ты не, то я»… Подкупом: «Будет тебе конфетка». И все ради будущего!

А будущее — результат уравнения со столькими неизвестными, что даже если мы подставим парочку величин нужных нам порядков, результат может оказаться даже не рядом с тем, что мы ожидаем. В наши прекрасные планы «на детей» может вмешаться, например, первая любовь, и смести все наши усилия по подготовке в «нужный» вуз одним легким движением. Или протест. Отлично помню, как он заставил меня захлопнуть с треском крышку пианино после последнего академконцерта и до сих пор не дает мне слушать джаз и классическую музыку, любовь к которой мне так старались зачем-то привить.

Что такое «истинное уважение к детям»

Так вот, истинное уважение к детям, это когда вы на каждом шагу задаете себе вопрос: поступил бы я так с любимым человеком? И со временем уменьшается давление. И вы с удивлением обнаруживаете, что мир не рухнул. Хочется верить, что в конце тоннеля — свет равноправных и честных отношений. Не знаю, нам пока очень далеко до него. Но каждый шаг в этом направлении ощущается очень правильным.

Но как быть со школой?

Для тех, кто уже снизил градус давления настолько, что обычный уклад жизни школы претит, есть альтернативное образование. А самый край этой альтернативы — демократическая школа, в которой нет принуждения, есть выбор делать то, что человек (не зависимо от возраста) считает для себя важным, нужным, полезным, интересным и/или необходимым. И дети учатся в очень широком понимании этого слова, и даже, не поверите, осваивают программу в таких условиях. Но в том объеме и так, как считают нужным.

Такая школа будет стоить вам, смелые родители, очень дорого, цена такова: вам придется отказаться от ярмарки тщеславия и своих страхов за будущее. В пользу уважения к ребенку и его выбору. В пользу его и вашего покоя и счастья прямо здесь и сейчас. В этом уравнении крайне мало неизвестных, результат предсказуем.

Поверить в это и попробовать это на себе проще среди людей, которые это практикуют и могут дать ребенку шанс почувствовать себя равнозначной фигурой на этой доске, а вам — шанс поверить в то, что это работает. Попасть в такую среду можно на международной конференции демократического образования IDEC-EUDEC 2019, которая приедет в Украину этим летом. Приедут учителя, родители, дети, выпускники демократических школ и лучшие эксперты. Что может быть доходчивее и достовернее, чем их опыт? Если вы понимаете, что вы уже на пороге фазового перехода — можете присоединиться к конференции на 2 дня в Киеве, если осознаете, что вам нужно как следует осознать и пропитаться — для вас неделя в Виннице. 

Ожидаемый результат: ваши отношения с детьми будут гораздо больше отвечают модели поведения двух любящих друг друга людей.

— Читайте также: Как привить детям любовь к учебе: 5 лайфхаков для родителей

Новини партнерів