ZAVTRA-2020: Арсений Добровольский

Арсению Добровольскому 16 лет, он учится в выпускном классе киевской школы. Любовь к английскому языку и педагогический талант сделали из него за четыре года востребованного преподавателя для детей и подростков. Арсений преподает на индивидуальной основе, ведет в соцсетях страницы об изучении английского и планирует создать свой центр изучения иностранных языков. Сейчас он изучает немецкий и польский языки, подумывает над изучением китайского.

Началось все с того, что я попробовал преподавать вместе с мамой в детском центре. Моя мама — профессиональный педагог, она дала мне очень много рекомендаций именно по методике преподавания, педмастерству. У нас с ней была очень удачная специальная программа для детей. Когда этот центр закрылся, я решил продолжить учить ребят английскому по двум причинам: мне это нравилось плюс хотел финансово помочь семье в сложный период.

Как работает мой бизнес

На первом занятии в центре было всего трое детей, но программа стала настолько популярной, что очень быстро группа выросла до 12 человек. Это была хорошая практика, и я решил продолжить работать с учениками уже индивидуально. Кроме того, мне, как и многим ребятам моего поколения, нравится монтировать видео, поэтому я решил популяризировать английский через каналы в соцсетях, рассказывая о тонкостях и лайфхаках тем, кто учит язык. Параллельно я таким образом развиваю и свой бренд, нарабатываю репутацию эксперта.

Честно говоря, я даже не могу назвать свою преподавательскую деятельность бизнесом. Пока я не бизнесмен, а преподаватель. Это здорово, что получается монетизировать мои знания и умения, но мне нравится и сам процесс передачи знаний, и поиск подходов, дидактических материалов. Например, я понял, что на уроках с детьми, особенно в режиме онлайн, необходима регулярная смена вида деятельности: то упражнения, то песенки, то танцы. Я в постоянном поиске новых идей и материалов. Учителю нужно уметь менять структуру урока, это решает и вопрос дисциплины: если ребенку скучно, никаких результатов не добиться, поэтому в запасе всегда должно быть что-то интересное, что поможет снова включить внимание ученика. Если детям будет скучно, значит, они не мотивированы и больше ко мне не придут и денег не заплатят.

Не могу сказать, что у меня были какие-то триумфы, когда из двоечника я сделал победителя олимпиад по английскому. Но прогресс, возникающий интерес к предмету — этими результатами я горжусь. А если мне, как преподавателю, кроме того, как передать знания, еще удается сделать ребенка более уверенным в себе, смелым, креативным и радостным, — это победа.

Как повысить свою финансовую грамотность

Финансовая грамотность нужна не только тем подросткам, которые хотят стать бизнесменами, она нужна абсолютно всем. Я рекомендую почитать книгу известного финансового консультанта Бодо Шефера «Пес по имени Мани, или Азбука денег». В основе книги история девочки, на месте которой мог бы оказаться любой из нас: ей нужны знания о деньгах, а дают их ей замечательные эксперты — и говорящий пес, и пожилая дама, знающая все об инвестициях.

Финансовая грамотность — часть личной эффективности, поэтому, чтобы с пользой интегрировать знания о деньгах в план своего личного развития, я рекомендую также книгу Шона Кови «Семь привычек высокоэффективных подростков». Это книга о приоритетах. Мне понравилась идея о социальном капитале: если вы делаете что-то хорошее для других, для мира, который вас окружает, вы приобретаете своеобразный капитал в виде опыта, навыков и ценностей.

Деньги как предмет изучения

Когда-то давно родители открыли для меня банковскую карту юниора от ПриватБанка. Тогда мои теоретические знания о деньгах я стал подкреплять практикой. Очень быстро стало понятно, что с карточкой совершать покупки очень удобно и если не усмотреть за расходами, то можно очень быстро лишиться накоплений. Сейчас я выступаю за максимальную рационализацию расходов, за ответственность. Это не значит, что нельзя тратить на развлечения, но я осознаю также необходимость вкладывать в собственное развитие, ведь мой бизнес — у меня в голове. Я планирую развивать предпринимательские навыки, потому что собственная языковая школа — это то, к чему я стремлюсь. Однако пока мой приоритет — учеба в университете.

Каждый месяц сумма моего дохода варьирует, поэтому и сумма, которую я откладываю, тоже разная, к тому же бывают какие-то обстоятельства, при которых я трачу больше, чем обычно. Очень полезной я нахожу функцию «Копилка» на моей карточке, которая позволяет автоматически откладывать определенный процент с остатка или округлять сумму на счету. Мне кажется хорошей идея трекинга расходов с помощью мобильных приложений: сейчас я просто просматриваю список транзакций в интернет-банкинге, но, думаю, удобнее будет посмотреть на систематизированную информацию о том, куда уходят деньги.

Мне никогда не жаль потратиться на то, чтобы порадовать родных, на путешествия, на то, чтобы купить новые материалы для моих учеников. Я воспринимаю деньги как возможность реализации своих потребностей и как стимул для реализации своих планов.