Жизненные навыки ребенка и как их развивать: Концепция 4 pillars в действии

Поясняет академический директор DEC life school Светлана Булгакова

Светлана Булгакова, академический директор частной альтернативной школы DEC life school

4 pillars of education – четыре опоры обучения – концепция ЮНЕСКО, которая еще в 1996 году была признана одной из наиболее влиятельных в мире, но по сей день мало знакома в Украине. Тем не менее, мы используем ее уже более двух лет как канву для формирования методики обучения в нашей школе. Ее самая большая ценность – в том, что она акцентирует внимание родителей и педагогов на важности соблюдать баланс в вопросе обучения ребенка и воспитания в нем жизненно важных умений. Итак, что такое четыре «опоры» обучения? И какие именно жизненно важные умения для ребенка предлагает развивать каждая из них?

Learning to Know – умение познавать

Научить детей самостоятельно познавать мир и помогать развивать это умение – основная задача родителей и преподавателей. Этот подход предполагает развитие у детей навыка самостоятельно искать необходимую информацию и знания, развивать умение критически мыслить и быть любознательным. Это создаст фундамент для будущего непрерывного обучения – life long learning.

Прежде всего нужно донести ребенку, что если он в будущем хочет эффективно работать всего в нескольких узких сферах знаний и умений, ему необходимо обладать очень широким спектром общих знаний. Этого требует глобализация общества и развитие экономики знаний.

Второй важный момент – научить ребенка учиться самостоятельно, привить ему понимание, что ему придется учиться всю жизнь. Для развития навыка самообучения эффективно работает специально отведенное время для самоподготовки, а также внедрение в обучение элементов планирования дня и задач для их самостоятельного выполнения, рефлексия, оценка прогресса самим ребенком. Последнее, кстати, очень помогает детям в поддержке их внутренней мотивации к обучению и любознательности. Когда они понимают, что у них есть продвижение вперед, появляется энтузиазм двигаться дальше.

Следует также уделять много времени развитию у ребенка критического мышления. В нашей школе мы это делаем так: стараемся сразу же не давать готовые ответы ученикам. Мы задаем им много направляющих вопросов и помогаем самостоятельно прийти к ответу. Такой подход глубоко прорабатывает навыки самостоятельного поиска и анализа необходимой информации.

Learning to Do – умение действовать

Нужно поддерживать в детях желание делать и создавать, работать в различных социальных условиях, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Фактически эта опора обучения – про необходимость практического применения ребенком любых знаний и умений, про развитие у него креативного мышления и личной ответственности за результат через действие. Ребенку мало знать о каком-либо процессе или явлении в теории. Он эффективно обучается только тогда, когда использует или проверяет знания на практике, в реальной жизни.

Для развития этого умения мы используем два основных подхода. Первый – актуализируем тему или проблему на занятии. Все начинается с наводящих вопросов. Например, «Почему самолет летает?» или «Почему листья желтеют осенью?». Дети начинают рассуждать, предлагать идеи и выдвигать гипотезы, которые мы «паркуем» на доске и уже потом «идем» в теорию, чтобы вместе проверить, какая из их гипотез подходит для объяснения процесса, а какая – нет.
Второй подход – работа детей над проектами. Он эффективен, так как для детей это практическая реализация знаний, развитие навыков постановки задач и решения проблем, принятия решений и ответственности за результат. В данном случае преподавателям важно не давать ответы на вопросы, а сопровождать процесс, показывать перспективы и давать детям право выбора. Дети начинают чувствовать ответственность за результат своего выбора и действий, и что еще важнее – спокойно воспринимать ошибки как часть процесса обучения. К тому же, именно в таком процессе рождается креативное мышление.

Learning to Live Together – умение взаимодействовать с другими

Нам нужно научить детей жить в социуме, создавать совместные проекты и объединяться ради общей цели, развивать в себе эмпатию и самолидерство (способность контролировать себя). Очень важно развивать у ребенка умение строить гармоничные взаимоотношения, работать в команде, коммуницировать, уважать разнообразие окружающего мира, а также понимать и принимать ценности других людей.

Ребенок должен понимать, что школа – отражение реальной жизни, в которой существует как дружба, так и борьба за лидерство, поддержка, конфликты, конкуренция, а также слаженная работа в команде. И нужно научить детей в любых ситуациях действовать с позиции сотрудничества, взаимного уважения и глубокого понимания общечеловеческих ценностей. Поэтому мы практикуем специальные занятия, посвященные ценностям и ненасильственному общению. На них дети учатся понимать чувства и потребности других людей, открыто общаться, взаимодействовать со значимыми для себя взрослыми. Для детей с 9 лет полезны уроки философии и дебаты.

Чтобы привить ребенку сотрудническую культуру, важен пример взрослых, которые имеют для детей значение. Дети перенимают наши ролевые модели даже без дополнительных бесед на эти темы. Поэтому важно быть хорошим примером для них.

Learning to Be – умение жить в гармонии с собой

Важно помочь детям найти путь к себе, научиться жить так, чтобы содействовать расцвету своей личности. Эта опора 4 pillars of education подчеркивает важность помощи ребенку в самопознании, саморазвитии как личности и поиску собственной уникальности.

Второй важный ее посыл – в сбалансированном развитии сознания, тела и духа ребенка. Если у ребенка под давлением семьи или школы происходит дисбаланс в триаде «интеллектуальное-физическое-духовное», он начинает болеть. Важно прививать культуру здорового питания, питья воды, занятий физической культурой, йогой. Развивать состояние осознанности, концентрации и внимательности. Также для детей важно пространство для экспериментов и познания себя. Это могут быть творческие студии, различные форматы свободного общения.

4 pillars of education – одновременно простая и очень глубокая целостная концепция. Каждая из четырех «опор» является равнозначно важной и балансирует другие три. Поэтому главный ее посыл – баланс. А вот инструменты для реализации задач каждой из опор семья может выбирать самостоятельно, «под себя».

— Читайте также: EcoEducation: 8 уроків та лекцій від спікерів TED

Мы в Facebook