«Когда мама кричит, я ее не слышу»: 5 рекомендаций по воспитанию родителям от уникальных подростков

Психолог Ирина Забелина делится своими наблюдениями с конференции "Завтра_2037"

Ирина Забелина, психолог, детский и семейный консультант, побывав на нашей всеукраинской конференции уникальных тинейджеров «Завтра_2037», провела небольшой эксперимент — опрос среди наших спикеров, и узнала, что же помогает им становиться такими «уникальными».

На сцене девушка лет 18. Не поет, не танцует. Она увлеченно говорит о… высшей математике. Эта девушка победила в международном математическом конкурсе. Она выступает уверенно, задорно. Но если хорошо присмотреться, то видно, что девочка немножко волнуется. Все же, она – еще ребенок. Это мои наблюдения с конференции уникальных тинейджеров «Завтра_2037». И я должна сказать, что была приятно удивлена. На сцену один за другим выходят ребята, которым кому 14, кому 16, кому 19 лет. Все ребята – жители разных городов Украины. Все они добились заметных результатов во всевозможных международных конкурсах, причем кто-то из них получил уже и заметный коммерческий результат. Кто-то победил в конкурсе американской аэрокосмической программы NASA, кто-то уже сейчас строит уникальные электростанции, использующие энергию океанических волн. Да, дети. Но какие дети! В отношении некоторых из этих детей создавалось впечатление, что они в своем юном возрасте уже продумали и почти выстроили карьеру на годы вперед.

Общее настроение конференции вдохновляющее. Подростки-спикеры излучают энергию и уверенность, они чувствуют себя знаменитостями. В перерывах к ним подходят слушатели (как дети, так и взрослые), все хотят пообщаться. Обычная история – всем хочется прикоснуться к яркому успеху, вдохновиться.

Не удержалась и я. Меня, естественно, интересуют профессиональные вопросы. Я спрашиваю «уникальных тинейджеров» лишь об одном: что они посоветовали бы родителям, которые хотят, чтобы их дети были настолько же успешны.

В ответах «уникальных подростков» нет ничего сверхъестественного. И все же, к этим рекомендациям стоит прислушаться. Ведь дети тонко чувствуют, что им мешает, а что помогает жить и добиваться успехов. Итак:

Давать ребенку заниматься тем, чем ему хочется

Это означает – быть внимательным к своим детям, наблюдать за их интересами, давать возможность заниматься интересующей их деятельностью, поддерживать и, при необходимости, сопровождать.

Многие родители боятся, что дети «зависают в интернете». Но в интернете можно не только «деградировать». Это инструмент для развития и совершенствования, важно только научить ребенка им пользоваться. Не секрет, что в школьных учебниках информация зачастую устаревшая, а в сети она более актуальная, и ее в разы больше.

Выделять ресурсы для ребенка

Прежде всего, давать ему достаточно ВРЕМЕНИ – при необходимости уменьшить объем домашних обязанностей, помочь со школьными заданиями (если есть такая необходимость). Также важны ФИНАНСЫ – оплата студий, репетиторов, увлечений.

Учить своим примером

Это может быть что угодно, например, показывать, как завершать начатое дело. При этом здесь и родителям важно не бояться современных технологий, самим учиться новому. Таким образом ребенку можно привить интерес к самообразованию, показать, что это «работает», что для этого есть разные инструменты: тот же интернет, книги, энциклопедии.

Разговаривать со своими детьми

Выслушивать рассказы ребенка о том, что ему представляется важным, даже если порою кажется, что ребенок «болтает только об этом, и больше ни о чем». Говорить спокойно, по-дружески, с уважением, на равных. Доносить свою точку зрения не подавляя, а уж тем более не оскорбляя детей. «Когда мама кричит, я ее не слышу». Не раздувать из мелочей скандалы. Договариваться. Уметь прощать и просить прощения. Уметь направить в правильное русло. Подростки верят родителям и полагают, что те, с позиции их жизненного опыта, знают, как будет лучше в будущем.

И поощрять ребенка

Здесь годится все – похвала, восхищение, поощрительный подарок.

Выслушав, собрав и записав эти пожелания подростков, я вдруг вспомнила книгу Гэри Чепмена «Пять языков любви». Там примерно та же история. Автор называет «языками любви» следующие:

Слова. Простые искренние слова поддержки и похвалы – то, чего не хватает очень многим из нас.

Время. Проводить с кем-то время – значит уделять ему полностью свое внимание. Время – ценнейший ресурс, когда мы безвозмездно отдаем его другому человеку и вместе с этим дарим частичку своей жизни, себя самого.

Подарки. Любить – значит отдавать. Подарок – это зримое воплощение любви.

Помощь. Делать что-то для другого человека, выражать свою заботу в действии.

Прикосновения. Ими можно выразить множество оттенков своих чувств. А для некоторых это единственный способ почувствовать любовь.

Вот такие получились «пятерки»: пять рекомендаций подростков и пять языков любви. А еще, конечно же, сама конференция «Завтра 2037», которой тоже смело ставлю наивысший бал – «5». Хотя, если быть современным родителем, то тогда, безусловно, «12».

Фото с конференции «Завтра_2037»

— Читайте также: Зазирнути у Завтра_2037: Про що говорили унікальні тінейджери на всеукраїнській конференції

Мы в Facebook