Антиутопия сегодня: Маргарет Этвуд о сериале «Рассказ служанки»

Рожать на благо нации - наша миссия?

19.04.2017

«Рассказ служанки» — успешная антиутопия канадской писательницы Маргарет Этвуд, получившая такие престижные награды как Букеровская премия и премия Небула, и еще много других. Книга была написана в 1985 и многие ее восприняли как абсолютно фантастическую: женщины, лишенные прав, оставленные «на расплод», им запрещено читать, пользоваться макияжем, их могут бить и убивать вполне законно, потому что США перестали существовать, а на их месте появилась военно-христианская Республика Галаад. 

Но не слышим ли мы в последнее время о наступлении на репродуктивные права женщин? Совсем скоро выходит сериал «Рассказ служанки», к которому Маргарет Этвуд и исполнительница главной роли, Элизабет Мосс, дают свои очень актуальные комментарии.

Машины для деторождения

Роман «Рассказ служанки» является одним из программных произведений в англоязычных (и не только) странах, а сама Этвуд — одной из самых читаемых писательниц мира. В ее книге описан порядок, наступивший вследствие революции в США, когда христианские фундаменталистские группы убили президента и весь конгресс с целью «наведения порядка и возврата к традиционным ценностям». За основу был взят Ветхий Завет, где, как известно, патриархат — основа общества. Новый порядок — это строго иерархическая тоталитарная система, которая выслеживает, преследует и казнит инакомыслящих. Из-за экологических проблем и болезней многие люди, в том числе из высших сословий, оказываются неспособными иметь детей. Для продолжения рода создается отдельная категория женщин — Служанки, миссия которых — зачать и выносить детей для высокопоставленных семей. Этот роман — история одной из них, вспоминающей «прежние времена», когда она была студенткой, невестой, мамой, когда она могла носить джинсы и кроссовки, читать книги и журналы. А потом в один момент лишилась мужа, дочери и свободы. Теперь она — одна из немногих фертильных женщин, Служанка, с которой во время церемонии совокупляется Командор, а при этом присутствует его жена, бывшая теле-евангелистка.

Все начинается с бытовой ненависти

В современном нам реальном мире невозможно не заметить общей тенденции к наступлению на права женщин, в том числе репродуктивные. Вспомним только острые дискуссии вокруг нового законопроекта об абортах и женские марши, прокатившиеся по всему миру в январе. Именно поэтому казавшаяся такой нереальной антиутопия Маргарет Этвуд уже несколько месяцев стоит в топе продаж на Amazon в США и является одной из самых популярных книг в американских библиотеках.

Совсем скоро на экраны выйдет телесериал, снятый по мотивам романа, в котором исторический контекст еще более приближен к нашей действительности. Но самыми мрачными в новом сериале являются не сцены из «нового порядка», а дни, предшествующие его установлению: это сцены «обычного» харассмента, дискриминации, разгона марша за права женщин. Это то, что происходит сейчас, каждый день, с каждой из нас. И Этвуд показывает, чем это может закончиться: «Контроль над женщинами и детьми был орудием всех репрессивных режимов в истории. Это происходило во все времена и повсеместно. Я очень серьезно отношусь к заявлению политика, который говорит, что изнасилованная женщина не может забеременеть: ее тело якобы знает, что его насилуют и отторгает плод. Вот такие мысли являются подоплекой некоторых решений, которые сейчас принимаются. Поэтому то, что описано в романе уже где-то когда-то с кем-то случилось — до и после его написания. Так что я ничего не выдумала на самом деле».

«Лучше» никогда не значит «лучше для всех»

Маргарет Этвуд продолжает: «Когда я думала, какой из тоталитарных режимов возможен в Америке, то, конечно, это не был бы коммунизм. Это был бы такой теократический строй, как в XVII веке, когда убили всех тех женщин в Салеме, объявленных ведьмами. Когда я написала роман, мне говорили: «Ну, тут у нас в Америке такое не может случится». И знаете, сейчас я слышу это все реже».

Элизабет Мосс, исполнительница главной роли в сериале, отмечает: «Получается, что в результате нового порядка кое-что улучшилось: например, экологическая обстановка. Но как говорит моя героиня: «Лучше» никогда не значит «лучше для всех». Вообще, мы осовременили сюжет: в фильме есть современные технологии, намного больше персонажей разных рас и сексуальной ориентации, мы хотели, чтобы общество было максимально приближено к нашему, чтобы зрители узнали себя, примерили на себя все это. Меня спрашивают, почему я играю роли феминисток, но я не считаю, что это роли феминисток — это роли интересных женщин. Роман считается одной из главных книг феминизма. А я думаю, что это роман о правах человека, не только о правах женщин».

Права женщин — это права человека

«Права женщин — это и есть права человека, если только кто-то не перестанет считать женщин людьми, — говорит Этвуд. — Когда люди говорят о феминизме, мне всегда интересно: что они понимают под этим? Потому что если мы говорим о правах людей, то феминизм — об этом, о том, что есть угнетенные категории населения: есть женщины, есть бедные люди, есть мужчины, есть богатые люди. То есть для меня эта книга о том, каким вполне может оказаться лицо тоталитаризма. Оно будет именно таким, ну, может, одежду другую придумают. Понимаете, если забрать у женщин право на аборт, право на контрацепцию и принуждать их рожать детей, то это ситуация, в которой нет выбора, это как в армию попасть, но только в армии тебе дают кров над головой и три раза в день кормят. Как сделать так, чтобы это не случилось? Женщины пока могут голосовать, как минимум».

Источник: time.com

— Читайте также: Марен Аде: «Женщины в киноиндустрии живут с сознанием того, что они должны выбирать: работа или дети»