Кен Робинсон: «Учителя сегодня в своем большинстве играют роль тех, кто обслуживает программу тестирования»

Учиться, учить и сотрудничать, а не тестировать

15.05.2017

Кен Робинсон, один из самых авторитетных специалистов в образовании, автор книги «Школа майбутнього», спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, на образовательной (не) конференции EdCamp Ukraine — 2017 рассказал, почему система тестирования в школах может привести к катастрофе, и кто ответственен за интерес ребенка к обучению.

Люди любят учиться. Они любят учиться чему-то новому друг от друга, сотрудничать. Обучение — это очень естественный процесс, его наполняет любознательность, исследование новых горизонтов и выход за рамки. Я много лет пропагандирую такой подход обучения, который содержит эти практики. Как вы знаете, образование состоит из трех частей:

  • обучение и программа — то, чему нужно научить ребенка;
  • преподавание — то, как мы помогаем этого достичь;
  • оценивание — то, как мы решаем: прогрессирует ученик или нет.

Во многих странах государственная образовательная реформа, как правило, сосредоточена на обучении, программе и оценивании, на стандартизированном тестировании. Но единственная вещь, которая способна повысить школьную успешность, — это качество преподавания, это учителя. И это не про чтение лекций. Настоящие учителя — энтузиасты, которые знают, что преподавание — это их страсть и призвание, и понимают, что у них есть несколько важных ролей.

Первая — вдохновлять. Если вы умеете заинтересовать учеников, умеете пробудить в них воображение, они будут хотеть учиться, потому что опять-таки обучение — это абсолютно естественный процесс. Учителя должны дать ученикам возможность достичь большего, чем их учитель, исследовать неизведанные сферы.

Вторая — наставничество, когда учитель помогает детям преодолеть препятствия на их пути, справиться с вызовами, советует, что им стоит выбрать в будущем. Я уверен, что будущее за персонализированным обучением, — таким, которое уделяет внимание личным интересам, талантам, способностям и жизненным обстоятельствам учеников, с которыми работает педагог.

Обучение должно подстраиваться под общество, в котором мы живем. Сегодня для нашей планеты и всех нас актуальны несколько вызовов. К сожалению, многие страны движутся в сторону сепаратизма, но я уверен, что будущее за более глубоком взаимопониманием вызовов, которые стоят перед всеми нами, и потребностью внедрения тех форм сотрудничества, которые помогут справиться с ними.

Свою деятельность в образовании я начал еще в 1970 году, и за это время многие страны предпринимали различные попытки улучшить школу через стандартизацию тестирования. Эта традиция существует во всем мире, стоит миллиарды долларов, господствует во многих западных и нескольких азиатских странах и охватывает бесчисленное количество инициатив, большинство из которых не достигли успеха. Стандарты в странах, на которые были направлены эти инициативы, не повысились. Кроме того, были обесценены другие ценности и приоритеты, в частности это целостное образование, программы по гуманитарным предметам и искусству, а самое ужасное — снизились ответственность и профессионализм учителей, потому что учителя сегодня в своем большинстве играют роль тех, кто обслуживает программу тестирования. И это всемирная тенденция, которая не только не увенчалась успехом, но и вообще близка к катастрофе.

— Читайте также: Лілія Гриневич: «Неправильно розглядати батьків як ресурс, який допоможе облаштувати школу, вони втрачають тоді довіру»

Новини партнерів