Рина Леонтьева: «Ребенку достаточно 2,5 часов в день, чтобы освоить школьную программу»

Как на самом деле учатся хоумскулеры?

Различные практики альтернативного образования набирают обороты в нашей стране, однако многие родители опасаются оставлять ребенка на семейном образовании – по разным причинам. Страхи родителей разнообразны, от академической неуспеваемости до недостаточной социализации ребенка, который «не видит своих сверстников». На все эти актуальные вопросы отвечает Рина Леонтьева, чья девятилетняя дочь учится дома, в пятом классе. 

Рина Леонтьева является консультантом по вопросам хоумскулинга, а также соорганизатором июльского семейного кемпа «Освітній експеримент 2017», мероприятия, которые уже третий год проводится на творческом хуторе Обирок в Черниговской области, где собираются все неравнодушные к альтернативному образованию во всех его формах.

Какие ваши претензии к государственному образованию? Как вы пришли к дистанционной его форме?

Как это часто бывает у хоумскулеров, у меня были претензии еще со времен моей школы – насильственная коллективизация, которую нельзя назвать социализацией. Мне не нравились манера общения, принудительный выбор коллектива, на который никак нельзя повлиять, принудительный выбор темпа обучения.

На самом деле я не была ярой противницей школьной системы, когда начала задумываться об образовании для дочери. Ей тогда было около трех лет. Я начала исследовать разные варианты школ в Киеве и Харькове, ходила туда в гости, смотрела, как общаются там дети, насколько громкий крик стоит на переменах и даже как много света в коридорах. В результате я поняла, что ни количество денег, вложенных в оплату школы, ни старания коллектива учителей не гарантируют того качества школы, которое мне было нужно. Закономерно у меня родилась идея создания своего пространства, и я начала изучать законодательство Украины об образовании, узнала об американском хоумскулерском сообществе. Параллельно дочка попросила учиться читать и считать, и к пяти годам уже освоила программу первого класса. Тогда я поняла, что ни в каком формате общеобразовательной школы в нашей жизни пока не будет. Ведь если моя дочь будет общаться с детьми с теми же академическими знаниями, психологически они не будут вровень, потому что все эти дети значительно старше ее. Так мы стали учиться дома. В то время существовала только одна школа в Украине, которая практиковала все формы обучения, закрепленные в законе и экспериментальные, – в Симферополе. Там были закреплены около 700 семей хоумскулеров, мы поехали туда для знакомства, и нас сразу приняли во второй класс, в пять лет. Механизма академического отпуска, законного способа «откатиться назад» в украинском законодательстве нет, поэтому мы начали со второго класса, так и продолжаем.

Когда произошла аннексия Крыма, я быстро поняла, что нужно спасать документы наших детей. Я договорилась с частной харьковской школой, и буквально в день моего запроса они объявили о готовности принять нас – очень бюджетно, мы платили по 500 гривен в год за процессинг наших документов, прием аттестаций, консультации. Тогда удалось спасти большинство хоумскулеров – около 500 семей перевели свои документы из симферопольской школы в харьковскую. Я поняла, что все равно это полумера, и поехала на консультации в Министерство образования, с тем чтобы забрать результаты эксперимента из Симферополя на материк и продолжить его. Это не увенчалось успехом, но с тех пор я посвящаю свое время двум вещам – консультирую родителей, как экологично и законно заниматься хоумскулингом, и также консультирую школы на тему, почему это хорошо и как начать работу. Сейчас довольно много школ примкнули к дистанционному образованию и нет такой острой проблемы, где пройти аттестацию.

Как домашнее обучение отличается от школьного, в частности, по ритму?

Если говорить об обучении по школьной программе, то ребенку достаточно двух с половиной часов в день, чтобы ее освоить. Не нужно сидеть восемь часов в день за уроками, время, которое тратит среднестатистический школьник. Школьная программа построена концентрически, на повторении одного и того же. В классе это необходимо, потому что некоторые дети могли пропустить урок либо быть в расфокусе. Но если учиться индивидуально и качественно изучать понятия, когда они впервые встречаются ребенку, то не нужно тратить столько времени на их повторение.

Если говорить об организации времени как таковой, то мы никогда не учим все предметы за одну неделю. В младшей школе у дочки было чтение, письмо и математика каждый день, но все остальные предметы мы учим блоками. Если говорить о методиках, то природоведением мы не занимались по книжкам, а ходили в лес, ездили в горы, ставили опыты, ходили на кружок юных физиков, где она все изучала. А перед аттестацией она за две недели прочла учебник природоведения как литературу для внеклассного чтения и потом легко отвечала на все вопросы.

У нас нет предметов, которыми она должна заниматься обязательно каждый день, потому что базовые навыки сформированы. Сейчас она много читает, решает задачи по математике, чаще всего не по учебнику, делает много проектов, и я стараюсь, чтобы они были не только личные, но и командные. Она играет с Lego, строит модели, программирует их, и да, это совсем не похоже на школьное образование.

Для моей дочери самое главное в управлении временем то, что можно не торопиться. Она терпеть не может торопиться, любит приходить вовремя, но никогда не будет бежать и «трястись». Перспектива вставать утром в любую погоду и стоять в 8.15 на остановке – и это в нашей прекрасной частной школе, которая подвозит автобус прямо к дому – ее вообще не прельщает. Наша школа предлагает прослушивать определенные уроки, и мы периодически ездим слушать замечательного историка и его лекции, но вот эта перспектива сесть в автобус, полный кричащих детей, для нее довольно тяжела.

Родители часто боятся, что на хоумскулинге трудно выдерживать дисциплину и ребенок будет лениться, отлынивать от учебы. Как это решать?

Семейное образование интересно тем, что это эксперимент каждый день, каждый год. До четвертого класса включительно я очень плотно занималась обучением дочери и организацией процесса. Когда она получила отличные оценки за ДПА в четвертом классе, я сказала: «Ты молодец, ты самостоятельная и все можешь. Я обеспечу тебе любые ресурсы, но отныне ты сама проявляешь инициативу и управляешь своим образованием». Сейчас я понимаю, что, с точки зрения возрастной психологии, это было не совсем правильно по отношению к ребенку – в девять лет вряд ли он имеет возможность даже видеть горизонты. Но это стало хорошей проверкой ее возможностей и моей способности отпустить. Первую аттестацию по срокам она чуть не завалила, был момент, когда она сама поехала в школу и договаривалась о переносе сроков аттестации, составив предварительно реалистичный план подготовки. Такие моменты растят личность. И этот эксперимент отлично сработал.

Если говорить об отлынивании, да, сложно договориться с человеком, демотивированным негативным школьным опытом. Но в нашем случае этого никогда не происходило – дочь знает, что учиться безумно интересно и с удовольствием это делает. Для тех семей, где был школьный опыт и ребенок демотивирован, есть технология «расшколивания» – ученик, травмированный школой, должен на каждый год школы провести один месяц без учебы. То есть если ребенок учился два года, то он два месяца отдыхает. Условия правильного «расшколивания» – это отсутствие доступа к пассивному потреблению контента, прогулки, компания друзей для сотворчества и книги в неограниченных количествах. Но никто при ребенке не должен произносить фразы вроде «давай почитаем», «а, может, поучимся?», «ну когда же ты возьмешься за ум?!». Такое «расшколивание» отлично реабилитирует детей, после него снова пробивается их естественная пытливость, благодаря которой детей не нужно мотивировать к обучению, они прекрасно это делают сами.

Также родители боятся, что на хоумскулинге они не смогут следовать в точности школьной программе, и впоследствии ребенок не сдаст ЗНО…

Если мы зайдем на сайт Министерства образования, то точно узнаем программу школьного обучения, она есть в открытом доступе. Это несложно, и для этого не нужно иметь какого-то специального образования. Мы имеем представление, что должен уметь и знать ребенок, когда смотрим контрольные на аттестацию. В моем случае я их вижу каждую четверть, а если ребенок на экстернате, то это происходит каждый год.

Но для современной жизни и обеспечения будущего нашим детям уровень школьной программы бесполезен – он безнадежно низок. Поэтому нужно смотреть на интересы своего ребенка и поощрять его склонности, только не думать о его будущей карьере и не профилировать его. Нужно идти за ребенком, его интересами, посматривая на календарный план Министерства образования одним глазом.

Кроме того, некоторые частные школы, которые серьезно занимаются дистанционным образованием, предоставляют консультации по запросу родителей. Учитель всегда может поговорить с ребенком по скайпу или лично, выявить пробелы в знаниях, которые мог упустить родитель, и скорректировать образовательную деятельность, это довольно легко реализовать.

А как происходит социализация ребенка на хоумскулинге?

Во-первых, социализация не имеет ничего общего с принудительным присутствием в навязанном одновозрастном коллективе класса под руководством старшего взрослого, которого надо беспрекословно слушаться. Социализация – это нечто большее. Хоумскулеры часто гораздо более социализированы, чем школьники, потому что они не знают, что такое подчинение, почему любого взрослого нужно слушать больше, чем доверенных людей. Они общаются в разновозрастных коллективах на совершенно разные темы.

Хоумскулеры не сидят дома, а их мамы начинают сходить с ума, если все время на улицу носа не казать. Как правило, эти дети посещают множество секций, кружков, и их положение более выгодно, так как с преподавателем можно договориться о дневном посещении, а не вечернем, когда туда приходят дети после школы. И обычно это бывает дешевле, группы – свободнее, соответственно, возможностей гораздо больше. У нас нет проблем с социализацией, более того, моя дочь гораздо активнее, чем я в ее возрасте. Она легко заводит друзей в компании даже незнакомых детей, организует с ними игры.

Как часто вы с дочерью ездите в школу?

Мы можем вообще туда не ездить, а только отправлять контрольные по почте, как это делают многие. Она ездит четыре раза в год – отвозит контрольные в конце каждой четверти, а я ее сопровождаю. Раньше ездила я, без нее. Сейчас есть такие школы, куда в принципе не нужно ездить, например, у двух киевских школ и одной харьковской написаны собственные облачные системы. В них есть план занятий для ребенка, возможность провести аттестацию в тестовой форме. В конце каждого года у них есть ряд устных консультаций, когда предметники оценивают уровень знаний и сверяют эти знания с письменными заданиями. В экстернаты по закону нужно приезжать раз в год, но на практике все зависит от того, как вы договоритесь. Таким образом, можно жить, путешествуя по миру, и успешно учиться. Также ключевое отличие хоумскулеров от школьников – они не умеют списывать, не понимают, как и зачем это делать.

Школьную жизнь моя дочь частично видит в музыкальной школе, где она посещает и индивидуальные, и групповые занятия. Конечно, там есть отличия от обычной школы – все-таки педагоги больше уважают детей. Но она не понимает, почему другие дети приходят неподготовленными. Она обожает сольфеджио и музыкальную литературу, но каждый раз на урок приходит подготовленной только она. Все остальные что-то забывают, теряют. Ей непонятно, зачем просиживать урок, если ты не собираешься на нем работать.

Она не понимает, почему некоторые педагоги позволяют себе кричать на детей. Она рассказывала, что режиссер на постановке начал кричать на детей, когда им нужно отдохнуть и побегать. Им это неприятно, причем не только ей, но и другим детям, и режиссер это видит, но все равно продолжает кричать. А дети боятся сказать о своих чувствах и нуждах. Эти наблюдения, которые смог сделать маленький ребенок, просто потому что для нее это ненормально, для меня очень ценны. Я не хочу, чтобы у нее появился комплекс жертвы.

Многие родители считают альтернативное образование только экспериментом, и непонятно, чем он кончится. Что же происходит на деле?

Альтернативное образование ведет себя точно так же, как и любой другой тренд – в нем есть early adopters, которым интересно попробовать новое, а основная масса хочет видеть ощутимый результат, желательно долгосрочный, чтобы тоже потом включаться. Я лично знакома с несколькими мамами, у которых дети оканчивали школы, занимаясь в семье. Сын моей подруги окончил школу в 14 лет с отличием, золотой медалью, двумя первыми местами Малой академии наук, с серьезными работами по психологии и программированию. Такие выпускники – это не гениальные дети, как правило, это дети, с которыми просто занимаются. Часто они оканчивают школу раньше сверстников. Об этом широко неизвестно, потому что раньше хоумскулинг был не вполне законным. Сейчас это законно, но, как правило, дети 13-14 лет уже не хотят, чтобы об их отличиях рассказывали публично. Я думаю, что пройдет еще 20 лет, и это будет нормой, знаю, что у многих известных людей дети учатся дома, и они довольно свободно об этом говорят. Думаю, что чем больше об этом будет известно, тем легче будет принимать решение.

Вы намерены продолжать учебу дома?

Да!

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Валерия Манзовитова-Ермакова, из личного архива Рина Леонтьевой

— Читайте также: Хоумскулинг, или 8 украинских школ, где школьники учатся дистанционно

Мы в Facebook