Экшны, блокбастеры, банальные комедии и слезоточивые романтические мелодрамы «на раз» — это все не здесь. Сегодня мы предлагаем вам фильмы последних нескольких лет, которые заставляют подумать, переосмыслить свою жизнь и свое время. Фильмы, которые оставляют послевкусие, фильмы, которые, возможно, вам захочется пересмотреть еще.
Доброе сердце/The Good Heart
Исландия, Франция, Германия, 2009
Бармен Жак человек с ну очень непростым характером, философией и правилами жизни. Но как только в его мир входит бездомный бродяга Лукас, уже махнувший на свою жизнь рукой, тот мало-помалу меняется. Надеясь сохранить свое наследство и считая парня достойным преемником, он берет его под свою опеку и начинает воспитывать по своим законам. Может быть, Жак и не читал «Маленького принца», но, даже несмотря на свою черствость, он понимает, что теперь в ответе за Лукаса. Атмосферный, грустный, местами поучительный и очень жизненный фильм.
Поэзия/Shi
Южная Корея, 2010
«Поэзия» — очень красивый, глубокий и не банальный фильм, который не зря был признан лучшей корейской лентой 2010 года и снискал огромную любовь в Каннах. Главная героиня картины Мия имеет в жизни три страсти: любовь к пестрой одежде, цветам и своему внуку. Позднее к ним добавится еще одна — поэзия и желание написать хотя бы одно стихотворение, а вместе с этим стремление видеть во всем красоту. Окружающим она может казаться нелепой, в ее жизни немало горя и разочарований, но своими поисками человечности в людях, красоты и покоя она будто бросает вызов современному безразличному обществу, она будто ищет свет там, где гаснет даже самый тонкий проблеск надежды. Попробуйте и вы расшифровать ее послание и послание режиссера Ли Чхан-дона.
Охота/Jagten
Дания, 2012
Как просто и, что самое ужасное, с удовольствием люди готовы ломать жизнь другого человека — говорит нам своим фильмом режиссер Томас Винтерберг. Когда-то на его пороге появился знакомый, психолог, который следил за случаями, где фантазии замещают реальные воспоминания. Он заявил Винтербергу, что тот обязательно должен выбрать один из них и снять по его мотивам фильм. В итоге мы имеем драму — историю о 40-летнем Лукасе, работающем воспитателем в детском саду. Он разведен, его сын-подросток хочем жить вместе, несмотря на запрет матери. Ко всем проблемам добавляется еще одна — маленькая девочка, которая обвинила Лукаса в домогательствах. И на «зверя» начинается самая настоящая травля и охота со стороны общества, демонстрирующего, насколько заразен безумный синдром толпы.
Связи нет/Disconnect
США, 2012
Зрителю на выбор представлены три истории разных людей: мальчик, получающий каждодневные издевки от сверстников; молодая пара, потерявшая своего малыша и вместе с ним теплоту в отношениях; одинокий парень, занимающийся виртуальным сексом за деньги. И всех их объединяет то, что они попали в одну ловушку — ловушку виртуального мира. «Связи нет» — остросоциальная драма, которая в очередной раз напоминает: интернет не заменит реальных людей и чувства.
Голгофа/Calvary
Ирландия, Великобритания, 2013
Главный герой Джеймс Лавелль — священник, который считает своим долгом лечить душевные раны своих прихожан и отпускать последним грехи. Драма здесь кружится вокруг таких сложных для человечества тем, как кризис веры, сострадание и, конечно же, прощение. А весь сюжет закручивется вокруг того, что на исповеди один из прихожан отца Джеймса говорит, что собирается его убить. Убить, потому что много лет назад в детстве этого прихожанина насиловал священник. Тот священник уже давно умер, а желание отомстить — осталось.
День труда/Labor Day
США, 2013
Вниманию зрителя представляется история одной семьи: одинокая женщина живет вместе со своим сыном в небольшом городке, где все друг друга знают. Ей ничего не нужно — она уже попробовала однажды жить, не получилось, и она замкнулась в своем доме, а с миром старается связываться только через сына. Так происходит до тех пор, пока в жизни этой семьи не появится он — преступник, за которым гоняется вся полиция города.
Воспоминания о будущем/Testament of Youth
Великобритания, 2014
Картина с Алисией Викандер и Китом Харрингтоном в главных ролях — это киноадаптация автобиографической книги Веры Бриттейн «Заветы юности» (поэтому фильм можно встретить и под таким названием). 1914 год — Вера, ее брат, друзья — на пороге чего-то нового и большого. Она только-только поступила в колледж, она влюблена, но все надежды на будущее, которое она не без трудностей начинает выстраивать, рухнули, когда постучала в двери Первая мировая. Героиня не в силах усидеть за учебниками, оставляет колледж и идет в медсестры. А потом… Потом начинается ее дорога потерь. После войны Бриттейн стала не толькой писательницей, но и одной из самых известных пацифисток в Британии.
Вторая жизнь Уве/En man som heter Ove
Швеция, 2015
Есть в современном европейском кинематографе особое направление, которое пока что не получило названия. Назовем их трагикомические истории об одиноких сварливых стариках, которые обретают смысл жизни благодаря случайным знакомствам с посторонними людьми. «Вторая жизнь Уве» как раз из таких. Озлобленный на жизнь, все время недовольный Уве, разменявший седьмой десяток, спорит с продавцами и соседями, гоняет собак, ругается с кем только возможно — ему опостылел мир, где нет его жены, ставшей жертвой болезни, а в доме вместо люстры — веревка на крюке. Но каждый раз, когда он надевает петлю на шею, что-то мешает Уве, помогая понять, — уходить еще рано… Трогательный, искренний, грустный фильм — о культурах и характерах, о стариках и детях, об одиночестве и семейных ценностях… Да обо всем понемногу.
45 лет/45 years
Великобритания, 2015
Не каждый фильм получает два главных приза за актерскую игру на кинофестивале. А этот получил, в Берлине. Супруги Мерсер готовятся отпраздновать 45-тилетие своего брака. За неделю до торжества Джефф получает письмо на немецком языке, в котором сказано, что в Альпах было найдено тело девушки, и, возможно, это Катя — его первая возлюбленная. «45 лет» — фильм о сожалениях по сделанному или не сделанному в прошлом, о правильности решений, которые мы делаем на протяжении всей своей жизни, о том, как, мучая себя глупым вопросом «а что, если бы?», можно разрушить свое настоящее. И фильм, который обязательно нужно посмотреть, чтобы восхититься игрой Шарлотты Рэмплинг.
Шоколад/Chocolat
Франция, 2016
Сюжет этого фильма основан на реальной истории двух клоунов: Футита и Шоколада. Франция, конец XIX века… Мим Футит, переживающий не лучшие времена в своей карьере, мечтает придумать концепцию номера, который бы помог ему триумфально вернуться на сцену. Идею клоуну подкидывает сама жизнь, когда он забретает в один цирк и находит темнокожего Рафаэля, за гроши развлекающего толпу в образе дикаря-каннибала. И Футит придумывает номер, который возвращает ему былоую славу, ведь даже высший свет Парижа готов с восторгом смотреть на то, как белый эксплуататор прилюдно избивает на сцене черного слугу.
Фото: кадр из фильма «Голгофа»