8 ошибок начинающих предпринимателей

Согласно Forbes

Очень часто общение с инвесторами напоминает начинающему предпринимателю игру с массой правил, о которых он узнает, лишь нарушив их. Результатом становятся упущенные возможности, а порой и запятнанная репутация. Какие ошибки наиболее часто допускают начинающие предприниматели, читайте ниже.

«Письма в пустоту»

Не секрет, что в процессе привлечения средств предпринимателям приходится разговаривать с большим количеством инвесторов. Некоторые при этом перегибают палку и рассылают предложения всем возможным инвесторам, не задумываясь о том, кому письмо должно быть адресовано и что для этого инвестора важно. Безадресная рассылка посылает четкий сигнал инвестору, что перед ним люди, не понимающие, в чем заключается стратегия фонда и как устроен процесс принятия решений. Подобный подход с порога вызывает массу вопросов о способности предпринимателей грамотно вести бизнес, привлекать клиентов и партнеров.

«У нас нет конкурентов, мы уникальны»

В ответ на вопрос о конкурентах часто приходится слышать: «У нас их нет». Это очень плохой ответ, так как в реальности оказывается, что предприниматель не сделал свою домашнюю работу и не проанализировал международные аналоги и локальных конкурентов. Неподготовленность предпринимателей и нежелание использовать существующий опыт говорят о незрелости команды и часто приводят к тому, что повторяются ошибки, уже допущенные ранее другими. Инвесторы обычно не любят финансировать ошибки людей, не готовых учиться на чужом опыте.

«Мы делаем 7 проектов, предлагаем инвестировать в любой»

Часто приходится сталкиваться с командами, предлагающими инвестировать на выбор в один из нескольких проектов, которые они развивают параллельно. В глазах инвестора отсутствие фокуса говорит о том, что команда по-настоящему не верит ни в один из этих проектов. Люди распыляют время и усилия, гоняясь за несколькими зайцами, что существенно снижает шансы на успех, так как выигрывают, как правило, сфокусированные команды. По-настоящему серьезной возможностью нельзя заниматься вполсилы.

- Читайте также: Бизнес-ошибки, допускать которые просто стыдно

«Подпишите NDA, и тогда мы начнем рассказывать о проекте»

Если команда не может рассказать о сути проекта без подписания NDA (хотя бы на одной странице с публичной информацией о компании), это говорит о том, что люди не понимают, как устроен процесс инвестирования внутри фонда. Инвестору приходится рассматривать несколько (иногда десятки) проектов в день, при этом подписание NDA отнимает время, достойное лучшего применения, и может привести к тому, что инвестор деприоретизирует рассмотрение такого проекта. Упорство же в желании соблюсти конфиденциальность на столь раннем этапе говорит о «параноидальности» основателей, с которыми сложно будет совместно работать.

«Я сам буду в совете директоров, но мы найдем CEO»

Другая распространенная ошибка — искать венчурные инвестиции без полноценного CEO-проекта. Неполная команда приемлема на seed-раунде, но к венчурному раунду основные люди должны быть в команде. Часто встречаются проекты, где либо CEO нет вообще, либо основатель является временным CEO, он живет в другой стране либо работает на другой работе и планирует найти постоянного CEO по ходу развития проекта, что в большинстве случаев означает, что основатель либо не верит в свой проект, либо недостаточно профессионален для того, чтобы возглавить его. Высокорискованная природа венчурных инвестиций часто требует, чтобы инвестор ставил именно на команду и в меньшей степени на бизнес-модель. Компания без лидера, преданного своему делу, не финансируема.

«У нас суперпроект, просто нужно инвестировать $5 млн в рекламу»

Если проект сам не растет, а предприниматель считает, что большие инвестиции в маркетинг сделают его успешным, скорее всего, команда проекта не понимает, как правильно масштабировать бизнес, и уповает на маркетинг как на панацею от всех бед. Инвестировать большие суммы в маркетинг, если продукт не проверен на начальной аудитории, а дистрибуционные каналы не протестированы, опасно и чаще всего приводит к скорому концу бизнеса.

«Небольшой размер рынка»

Компаниям, которые рассчитаны на небольшие рынки, сложнее искать дополнительное финансирование и привлекать талантливых людей в команду. Инвестор всегда будет искать разумный сценарий, при котором инвестиция принесет сверхприбыль в абсолютном выражении. При количестве планируемых инвестиций фонда в 10-15 компаний венчурному капиталисту имеет смысл концентрироваться исключительно на таких возможностях. Узкоспециализированным бизнесам, рассчитанным на небольшие рынки, правильнее обращаться за финансированием к друзьям и родственникам или к бизнес-ангелам.

«Глупые деньги»

Нынешнее поколение предпринимателей уже начало понимать, что тезис «деньги не пахнут» неверен и лучше сидеть в одной лодке с инвестором, который может что-то привнести в бизнес помимо капитала. Но все же многие еще не до конца осознают масштаб потенциальных проблем, проистекающих из выбора «глупых денег». Как правило, эти инвесторы никак не связаны с венчурной индустрией и не понимают ее особенностей.

Готовьтесь к тому, что они будут вмешиваться в операционный процесс, принимать решения в стиле «если собрать 9 женщин, они родят ребенка за месяц» и всячески отвлекать вас от развития бизнеса. Пример — история с конфликтом в компании Dream Industries, в котором основатель, неправильно выбравший агрессивного непрофильного инвестора, был уволен с роли лидера и оказался за бортом компании. По ходу развития бизнеса можно сменить модель монетизации, сложнее поменять команду, но самое сложное — поменять инвестора. К выбору инвестора нужно относиться предельно тщательно и лучше не брать ничего, чем «глупые деньги». Тем более что качество инвесторов на ранних стадиях является важным сигналом для инвесторов в последующих раундах. Инвестируйте время в понимание процесса, это сэкономит вам немало сил и увеличит вероятность успеха. Важно помнить, что первый контакт очень важен, так как он задает тон последующего диалога.

По материалам: forbes.ru

- Читайте также: Как начать свой стартап