8 типов школьников: Что ждет их после окончания вузов

Серия колонок о том, как надо и как НЕ надо учиться в университете

20.08.2019

Мария Матрос, маркетолог с семилетним опытом работы, еженедельно проводит по два-три собеседования с соискателями. В серии колонок Мария расскажет о своих наблюдениях и том, что мотивирует детей и родителей, также сделает разбор, что дает и чего не дает вуз в Украине, и как удачно пройти собеседование.

Понятное дело, что все люди разные. У них разные цели и разные потребности. И тем не менее, когда я провожу по несколько собеседований в неделю, я замечаю определенные тенденции в том, что касается мотивации людей. Хочу с вами поделиться этими наблюдениями. 

1. Дети, которые с горшка хотели быть врачом/учителем/биологом и не растеряли мотивацию к 16-ти годам

У них есть примерное видение карьеры, они пробовали стажироваться по специальности, и, несмотря на трудности и нищету, желание не отпало. Особенно это касается детей, которые выбрали специальность, в которой необходимо высшее образование — врачи, юристы, биотехнологи, ветеринары, агрономы, инженеры и пр.

Таким детям нужно в вуз, и им нужно пробовать поступать на бюджет, ведь родители могут помочь им с репетиторством или оплатой отдельных опций. Поэтому перед поступлением разумно будет сделать профориентационный чекап, пообщаться с представителем профессии, чтобы убедиться, что ребенок не пребывает в иллюзиях по поводу своего будущего. 

Такие дети — профессионалы, о которых мечтает каждый из нас. Нередко им приходится идти наперекор родителям, которые говорят, к примеру: «Врач — нищебродская профессия». Именно они занимают лучшие места как профессионалы. Не всегда становятся менеджерами и управляющими. Но если не дать им реализовать себя — это травма в жизни. 

2. Дети, у которых получается все, но нет ответа на вопрос «чем бы я хотел заниматься?», или они не могут выбрать среди нескольких вариантов

В профориентационных статьях или в школьной среде редко пишут о том, как это — работать SEO-специалистом, неонатологом или переводчиком-синхронистом с медицинским уклоном. Одних языков программирования — свыше 70, и каждый день появляется новый.

Знание о существовании некоторых профессий открывается, когда находишься внутри отрасли. В такой ситуации надо идти на заочку и искать работу. Такой путь сам выведет человека туда, куда ему надо. 

Эти люди составляют карьерный костяк рынка труда. Люди, которые сделали себя сами, потому что талант есть, а шаблонного мышления нет. И которые учились не у устаревших непрофессионалов, а у реальных специалистов. А корочку получили (если нужно) для галочки. 

Таким же людям вуз может отбить всякое желание учиться или делать карьеру. 

3. Дети, у которых не получается, но есть железная воля идти к мечте, и вуз — часть мечты

Нужно разобраться — какая мотивация у такого ребенка? Страх или большое желание? Он правда хочет быть посредственным кем-то там? Или для него старания важнее таланта? Или это его способ заслужить любовь и одобрение родителей? Или он чувствует себя «наследником» семейного дела? Или просто не видит других вариантов для себя? 

Проверить мотивацию поможет профориентационный психолог, а родители должны быть готовы услышать неприятные для них вещи и менять в корне отношения со взрослым ребенком. 

В случае успеха эти дети — крепкие середнячки. Таких в коллективе много, на них многое держится, но по жизни эти люди могут быть очень несчастны. Со временем вырастают в профессионалов из-за навыка работать над собой. 

4. Дети, которым сложно учиться, но у которых золотые руки или склонность к рабочим специальностям

«Закончил вуз для мамы, а потом выполнил мечту и открыл парикмахерский салон», — у моих знакомых две такие истории. У вас найдется еще 102. Дети, которые могли бы работать по специальности пять лет, зачем-то душатся в вузе. 

Таким детям надо не в вуз, а идти учиться делать профессионально то, что они воспринимают как хобби. За год можно решить, твое это или не твое, и поступить в следующем году. 

На рынке труда кто-то из таких детей находит смелость пойти за мечтой и зарабатывает, делая себе имя крутого профессионала в сфере услуг, а кто-то корпит всю жизнь менеджером на мизерную зарплату. По ночам вышивая картины, делая прически, открывая мини-кондитерский цех на дому.

На рынке труда эти люди, если не переключились на свои умения, не делают выдающуюся карьеру. Их внимание всегда лежит вне зоны профессии: семья или хобби побеждают. 

5. Артистичные дети, мечтающие о карьере музыканта, художника, актера

В мире YouTube и Discord потратить годик на то, чтобы найти себя в шоубизе, — это не так уж и много. Родителям, которые считают, что шоу-бизнес недоступен и надо иметь «нормальную» работу, рекомендуется загуглить доходы блогеров, иллюстраторов, художников, которые добились успеха. 

Родителям стоит разобраться вместе со своими детьми, как проверить гипотезу о потенциальном успехе. А еще подумать, какое профильное (или непрофильное) образование поможет прийти к мечте. 

90% детей, которых не задушили в зародыше, перебешиваются в течение года. Они выходят на рынок реальных талантов, понимают какова цена и каков их уровень, и по-другому смотрят на свои шансы «стать звездой». 

Если они отказываются от творческой карьеры, то применяют свои скиллы в более денежных и понятных, но не менее творческих профессиях. Они осознают, что они не бетховены, и спокойно занимаются более осознанной карьерой: HR, ивент-менеджмент, администрирование HoReCa и управление проектами. Много кто находит работу там же в творческой сфере в качестве, к примеру, продюсера, агента, помощника режиссера.

10% достигают успеха в шоу-бизнесе, но не всегда в роли «звезды».  И тем не менее это такая же работа, как и другие.

А те, кто сломался, могут искать места/вещества, которые заглушат боль от травмы. А вы, дорогие родители, узнаете об этом, когда будет о-о-очень поздно. Или не узнаете никогда.

В конце концов, наша психика мощная штука, и сломанные люди находят в себе силы жить дальше. Дети с устойчивой психикой, которые не проверили в мечту, всегда отвлекаются от основной карьеры на творческое хобби. И по ночам вместо сна думают о том, что было бы, если бы они хотя бы раз попробовали. 

6. Дети, у которых и не получается и которым ничего не хочется

Естественное состояние человека состоит в том, чтобы чего-то хотеть и к чему-то стремиться. Любознательность есть в нас от природы. Даже если школа надоела так, что хочется только пить пиво на лавке и рассказывать тупые анекдоты, все равно есть какие-то занятия, которые приносят радость.

Таким детям нужно не класть ложку в рот, а оставить их в покое. А лучше всего отправить на самостоятельное финансовое обеспечение, предварительно описав риски торговли наркотиками и кражи металлолома. Работа за деньги сильно освежает и фильтрует представления людей о жизни.

Также утрата мотивации — это симптом клинической депрессии или признак нездоровья семейной системы. Для начала неплохо сводить такого ребенка к психологу или психотерапевту. Нужно понять, почему молодой человек в цветущем возрасте хочет делать ничего. Вуз на фоне этого — не самая большая проблема. 

Если проблема не решается, когда дети выходят из семейной системы по причине жизненных обстоятельств, то такие люди обычно не работают. Или работают по знакомству на посредственную зарплату. Или работают там, где я не имею удовольствия их нанимать. Ничего не могу сказать о них. Думаю, что плохие работники сферы услуг, — это все они.

7. Дети, у которых получается одно, а хочется другого

Причин для такой ситуации может быть сколько угодно. Начиная от нездоровой самооценки и обесценивания своих реальных талантов в угоду моде или нравоучений родителей, и заканчивая проекциями или ошибочными представлениями о реальной профессии. 

Таким детям нужна профориентация и работа с психологом. Образование только заочное, и не первый год, а все пять лет.

Деньги — это то, что в этой ситуации решит за них, что будет хобби, а что — профессией. Таким людям нужно поработать по всем «специальностям мечты». В медицине хоть санитаром, в программировании — мануальным тестировщиком, на кухне — поваренком. То есть «потрогать руками» потенциал той или иной профессии. 

Из этих людей получаются нормальные профессионалы, но на собеседовании они не редко оценивают время в вузе как потраченное зря. Опять же, неверно выбранный вуз откладывает зарабатывание денег на пять лет.

8. Дети, у которых получается примерно все, но не хочется ничего

250% — дети, у которых «задавили» скилл выбирать самостоятельно. Таких детей вуз сделает циничными и безразличными, или невротиками, которые пытаются, как и в школе, достигать призрачных высоких баллов. В самом позитивном сценарии такие дети потратят пять лет жизни впустую, а потом пойдут работать «за еду», таки найдут себя и будут переучиваться еще 5-10 лет, уже за свой счет.

Таким детям противопоказан вуз сразу после школы. Они будут еще пять лет хорошими для кого-то, а потом потратят еще $3 000 на психолога. Им лучше годик позаниматься где-то простой офисной работой (да хоть в колл-центре), поискать себя и подумать о том, чего они на самом деле хотят от жизни. Идеально — в другом городе или в другой стране, подальше от семейной системы и национальных стереотипов. Work and Travel, AuPair — сами знаете. 

На рынке труда эти люди идут в условные «менеджеры по продажам», секретари, таксисты. Выезжают на софт-скиллах и харизме, а могли бы быть предпринимателями или сделать карьеру по нужной им, но еще не определенной, специальности. Они платят опозданием по карьере в среднем на 5-10 лет.

Естественно, есть и типы детей, которые не входят в этот обзор. Есть круглые отличники с целями и задачами, есть «непонятно что, а не дети», инопланетяне. Их кейсы нужно разбирать отдельно. 

Готовясь к поступлению, нужно честно для себя решить, что вы и ваш ребенок хотите от учебы в вузе. В 60% случаев нужно или получать профессиональное образование и сразу идти работать, или поступать на заочку и также искать работу. 

Фото: кадр из сериала «13 причин почему»

— Читайте также: Найкращі університети України — 2019