Для чего используется сайлентблок

R
13.12.2023

В конструкции автомобиля имеется много различных шарниров для соединения деталей с возможностью изменения их положения относительно друг друга. Один из таких шарниров — сайлентблок, нашедший широкое применение в конструкции подвески автомобиля. Такие детали необходимы для крепления рычагов, которые соединяют колесо с кузовом автомобиля или рамой. Рассмотрим детально, что конструктивно представляет собой сайлентблок рычага.

Такая деталь считается расходным материалом, а потому он меняется каждые 100-200 тысяч пробега. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, срок службы будет менее 100 000 километров.

Сайлентблок: конструктивное устройство и назначение

Такая деталь имеет простую конструкцию, которая состоит всего из трех элементов:

  • внутренней металлической втулки;
  • демпфирующей вставки из обычной резины или более прочного полиуретана;
  • наружной втулки из такого же металла, как и внутренняя.

Таким образом сайлентблок — это сборная деталь, так как демпфирующая вставка располагается между втулками. Кроме того, чтобы металл с резиной прочно держались, некоторые производители садят вставку на клей. Резина и полиуретан имеют примерно одинаковые демпфирующие свойства. Разница между ними заключается в стоимости и продолжительности эксплуатационного срока. Сайлентблок рычага с резиновой вставкой стоит дешевле, но и служит он не так долго, как аналоги с полиуретаном.

Назначение такого элемента заключается не только в соединении деталей таким образом, чтобы сохранялась их подвижность. За счет наличия демпфирующей вставки, сайлентблок выполняет следующие функции:

  • исключает трение деталей друг о друга;
  • поглощает механические удары и вибрацию;
  • не позволяет металлическим элементам касаться друг друга;
  • удерживает в правильном положении рычаг подвески.

Таким образом, сайлентблоки можно отнести к деталям, которые влияют на уровень комфорта и безопасности автомобиля, несмотря на простоту конструкции. Поэтому есть смысл покупки таких элементов с полиуретановой демпфирующей вставкой, чтобы их хватило на дольше.

Сайлентблок рычага: признаки износа

Определить износ таких деталей можно визуально, для чего достаточно заглянуть под машину. Если демпфирующая вставка имеет трещины или разрывы, требуется замена. Сайлентблок рычага должен быть всегда в хорошем техническом состоянии, чтобы он мог выполнять вышеперечисленные функции. В противном случае возможны следующие проблемы:

  • Появление стука и скрежета в области подвески, особенно при входе в поворот.
  • Ухудшение курсовой устойчивости, если сайлентблок износился и не может удерживать рычаг в правильно положении.
  • Замедление реакции колес на положение руля.
  • Нарушение регулировки развал схождения колес, когда с обеих сторон шарниры имеют критический износ.

Появление вышеперечисленных проблем обусловлено тем, что сайлентблоки рычагов требует замены. Их износ характеризуется расслоением демпфирующей вставки, которая под воздействием механической нагрузки теряет свойства эластичности. В итоге амортизация сходит на нет, а если вставка порвется, внутренняя и внешняя втулки начнут касаться друг друга. Из-за этого и появляется стук или скрежет металла.

Причины износа сайлентблоков

При поглощении механической энергии структура материала со временем разрушается. Ускорить этот процесс может повышенная нагрузка. Например, при агрессивном стиле вождения, который характеризуется резкими ускорениями и торможениями автомобиля. Несмотря на то, что сайлентблоки рычагов хорошо переносят контакт с водой, грязью, песком и ржавчиной, их срок службы сокращается при попадании на демпфирующую вставку моторного масла или химических реагентов с дорожного покрытия.

Дополнительным критерием быстрого износа выступают резкие перепады температуры. Резиновые сайлентблоки хуже переносят низкую температуру, чем полиуретановые. Также не стоит забывать, что при полной загрузке пассажирского салона и багажного отделения, возрастает механическая нагрузка на все элементы подвески автомобиля. Это тоже сокращает срок службы сайлентблоков рычагов.