Ада Самарка: «Что волновало бы меня, если бы я была своей мамой»

Ада Самарка
Ада Самарка

Я тут подумала, что я слишком переживаю по поводу того, кем будут мои дети, как не пропустить бы, где б подстелить, что развить бы, куда поступать и т.д. И слишком расстраиваюсь из-за того, что очень многое у них не так хорошо получается, как мне хотелось бы. Нужно было только представить себя в их возрасте. Я как представила, мне поплохело!

В то же время, собирая вокруг себя своих родителей сегодня на даче, я подумала что, в общем, наверное получилась у них и бессонные ночи их прошли не зря. Для меня, вы уж простите, главным родительским критерием состоятельности собственного воспитания и «готовности» ребенка является финансовый аспект — может ли он (или она) на себя заработать. Свою первую честно заработанную собственным трудом тысячу долларов я держала в руках в девятнадцать лет и собиралась покупать машину, как сейчас помню — «девятку»,  но потом вложила в одно дело.

Итак,  меня смущало бы во мне в детстве:

Плохая успеваемость в школе

Скажу так, я с первого класса училась плохо, но в 8-м училась уже просто ужасно, а в 9-м меня бы оставили на второй год. Я помню, что в какой-то момент просто перестала делать уроки. Я помню могильный ужас, смесь холода и безнадежности на контрольных работах. Я помню, что мне просто многое было как-то тупо не по силам, вне моей вселенной вообще (то есть я не со зла это все) — то, что учили по этой алгебре, химии, физике — какой-то темный лес, и я в нем маленькая беспомощная девочка. Среднестатистический родитель решил бы, что я очень тупая. Плохо было решительно по всем предметам — русский язык и литература — тройки, украинский язык и литература — тройки. Все остальное — двойки и тройки. Кроме немецкого, рисования и физкультуры.

Я не любила читать

Меня конечно пытались пичкать всякими Мережковскими, отец читал вслух по-английски, и я сама прошла Германа Гессе где-то лет в 12-13, но вот так, чтобы «для себя», я не  хотела ничего читать. Мне было не интересно. Тома с кучей страниц без картинок наводили тоску. До того, как появился «Чужой», я бы даже не смогла назвать вам мою любимую книжку. Высшим счастьем для меня была газета «Спид-инфо», в 13-14 лет я обожала ее. Потом, когда появились любовные романы в цветастых обложках, я упивалась ими и прятала чтобы родители ненароком не увидели.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Я не умела учить стихи и вообще учить что-либо

Со школьной поры я принесла только 1 стих.  Я не знаю, в чем проблема, но мне было очень трудно выучить что-то наизусть, просто каторга! Хотя иностранные слова липли как будто сами.

Я была очень безответственной, неспособной следить за собственными вещами, не говоря уже о домашних животных

Это было не со зла, но лет до 17-18 я действительно не могла выгуливать и кормить свою собаку, не могла заботиться о своих хомяках и крысах и это все переходило к бабушке с дедушкой, а я не представляла, как вообще смогу стать матерью когда-то. Я не могла чистить свою обувь, не могла пришивать воротнички к школьной форме!

Я была очень замкнутой, мне было трудно находить общий язык со сверстниками

Во всех лагерях и поездках был один главный изгой — это я. Я тупо и отчаянно ненавидела командные игры, всякие викторины, хороводы, стенгазеты, эстафеты и всякое такое.

Я тупо не знала, хотя бы приблизительно, кем хочу стать

Несмотря на то, что я очень любила писать тексты, быть писателем я не мечтала почему-то (наверное, потому что для этого нужно было иметь по языку и литературе что-то выше тройки). Меня, кроме написания моих текстов, мало чего интересовало вообще.

Я очень много врала

Это было как с уроками — что-то сильнее меня. Я обязательно рассказывала небылицы про себя новым знакомым, я просто не могла не врать. Это были не злобные враки, не корысти ради — просто я что-то такое выдумывала про себя, свою семью, наши поездки… такое.  Мне было очень стыдно от своих врак, но они жили как будто отдельной жизнью от меня.

Я была неряхой

 У меня не было моей комнаты или даже моего угла, но на моей полке с тетрадями-бумажками царил вечный хаос, а свои вещи я предпочитала сваливать в кучу на кресле.

Я была невнимательной

До ужаса просто. Могла забыть, протупить все на свете.

Я серьезно увлекалась литературным творчеством, тратила все свободное время на это, но у меня получалось очень плохо

Я писала огромные романы, лишенные структуры, завязки, кульминации и что там еще должно быть в них, эти тексты никто не мог читать и слушать. Кто угодно сказал бы, что мне нужно «очень много работать над собой и над текстами», чтобы чего-то достичь.

Я была безынициативной, неорганизованной, неспособной работать в команде

Мне нельзя было доверить даже самое простое дело и еще много-много чего, что очень огорчало бы меня сейчас.

Но потом я выросла и вот что поменялось:

— Я благополучно закончила две школы — за границей (где резко стала отличницей — просто информация там подавалась совсем иначе, учиться было интересно!) и у нас тут экстерном, вышла на полный рабочий день в 17 лет, отдавая больше половины денег в семейный бюджет, а на первую работу устроилась вообще в 15 (скеретарь-референт в иностранной компании на лето) и с тех пор нахожусь на самообеспечнии, не боюсь и люблю работать. Когда родители уехали за границу, мне было 18, а дома остались старые дедушка с бабушкой. Я работала полный день, а по субботам ездила к ним, на рынке покупала продукты и готовила еду на всю неделю: борщи, котлеты. Это в 18 лет! Мыла их, убирала там у них плохо, но как могла. Несмотря на то, что моя мама в какой-то момент стала очень хорошо зарабатывать, ситуации, когда она передавала мне деньги, можно сосчитать по пальцам. Я никогда не зависела от родителей.

— Несмотря на двойки по большинству предметов, у меня была «пятерка» по немецкому языку и дома я учила английский, на эту учебу уходило 3 часа каждый день, потому лет в 13 у меня уже была профессия в кармане.  Несмотря на то, что я не стала работать профессиональным переводчиком (ну не мое это), у меня есть навык, который всегда выручит и даст заработать  на кусок хлеба.

— Успеваемость в школе — это вообще не показатель. Когда я стояла на сцене в атриуме музея Пушкина в Москве в первый раз, как финалист престижной литературной премии, то как-то так вскользь вспомнила свои «трояки». Когда я там стояла во второй раз, как лауреат — я снова вспомнила их со странным чувством!

— Любовь к чтению — не показатель. Я не любила читать, потому что мне было интереснее писать. Я писала плохо, но настойчиво. Вот это самое главное — то, что ребенок настойчиво сам для себя готов делать. Потому что опыт взял свое и через 20 лет я таки научилась писать и заодно полюбила читать. Сейчас писательство приносит мне деньги и это моя любимая работа.

В общем, что я хочу сказать — не все сразу:) Многие функции в нас, как функция прилежно учиться, функция заботиться о ком-то, функция ответственности — просыпаются не сразу. Иногда человеку нужно просто подрасти. И все у него получится!

- Читайте также: Ада Самарка: «Они мало читают, пишут с ошибками, дерзят… и вообще непонятно, что с ними будет в жизни»