АнтиШмоточницы: Истории женщин, которые не покупают обновок

Нужна ли нам "скоростная мода"?

16.05.2019

Многим из нас нравится покупать новые красивые вещи. Правда, часть мы надеваем нечасто, а некоторые обновки так и отправляются на свалку с бирками. Это плохо и для окружающей среды, и для жизни швей в развивающихся странах, которые все это шьют за мизерную зарплату, и для наших психики и кошелька. Решение не покупать новой одежды кажется вам слишком радикальным? Некоторые британки так не считают.

По данным общественной организации Wrap, которая выступает за разумную переработку отходов, «средняя длительность жизни» предмета одежды в Великобритании — 2,2 года. В гардеробах британцев висят без дела вещи на сумму £30 млрд. Мария Ченовет из общественной организации Traid: «Каждую неделю британцы покупают 38 млн единиц одежды, и каждую неделю 11 млн отправляется на помойку. И у нас нет ресурсов, чтобы продолжать кормить этого «монстра». Ченовет, организация которой выступает за то, чтобы меньше одежды выбрасывалось, верит, что выход — в магазинах секонд-хенда.

Насколько же трудно сделать выбор в пользу осознанного sustainable-шопинга? В Великобритании одежда является четвертым по масштабности загрязняющим фактором после строительства, транспорта и пищи. Больше половины предметов гардероба выброшены на свалку в течении года после покупки — пожалуй, секонд-хенд может спасти нас от безумия «скоростной моды».

Средство от скуки

Лаура Каудери в обеденное время любила «прогуливаться» по сайтам, где продаются вещи от Dorothy Perkins, New Look, Peacocks. Каудери говорит, что многие предметы она покупала «просто потому что они там были». «Я думала: ой, какие скидки, бесплатная доставка, надо брать. Если что-то из купленного мне не подходило, то я не заморачивалась отсылкой назад — оставляла у себя», — говорит она. Каждый месяц Лаура покупала в среднем три новых вещи, по £20 примерно. «И у меня собралась огромная куча вещей, которые я не носила, или почти не носила, и которые стоили целого состояния. На некоторых еще висели этикетки. «Что я делаю?» — спросила я себя и решила прекратить это.» Каудери отнесла в местный swap shop свои «залежи», а три года спустя стала одной из трех его руководителей: 2000 единиц одежды счастливо находят там новых хозяев.

Избавившись от ненужного барахла, женщина решила год не покупать новой одежды. «Я думала — вот закончится год, смогу покупать новое. Но в конце года поняла, что мое отношение к шопингу кардинально изменилось. Теперь в нашем магазине мы меняемся одеждой. Так я могу освежить гардероб, ничего количественно в него не добавляя».

Уникальный стиль

Сара Фьюелл всегда любила перешивать и «переизобретать» старые вещи. С 2011 года она руководит интернет-магазином Identity Party на платформе Depop, где 10 млн пользователей могут найти стильные вещи 80-90-х годов. С чего все началось? Когда Сара была на втором курсе Лондонского университета, она нашла в магазине секонд-хенда чудесное платье, которое ей, как оказалось после покупки, не подошло. Уже имея профиль в Depop, она сфотографировала платье, описав его как «точно как у Фиби из «Друзей». Его немедленно купили по очень выгодной цене. Фьюелл продолжала продавать вещи через этот сайт и к выпуску из университета уже понимала, что не хочет «настоящей» работы. Теперь ее любовь к винтажным вещам стала профессиональной.

Как устроен ее бизнес? В понедельник она размещает посты, во вторник — фотографирует, в среду — загружает. В четверг она ходит по «комиссионкам» в Бэсингстоке, Ньюбери и Ридинге. В пятницу и субботу тоже фотографирует и постит. С того первого платья она продала уже 3 000 предметов одежды, среди ее покупателей даже те из друзей, кто считал продажу ношеной одежды «нишевым бизнесом». Сара Фьюелл говорит: «Многих уже тошнит от «скоростной моды», потому что огромное количество одежды действительно плохого качества.» При этом об экологичности своего бизнеса Сара Фьюелл подумала не сразу: «Несколько месяцев мне не приходило в голову, что предлагая покупать старые вещи, я призываю не выбрасывать их на свалку, то есть уменьшать загрязнение окружающей среды. Я осознала это позже и теперь данный принцип — один из основных в моем бизнесе. Именно поэтому я прошу своих клиентов не выбрасывать вещь, если она им после покупки на нашем сайте не подошла: лучше снова ее продать».

11 лет без новой одежды

Зои Эдвардс, блогер и преподаватель курсов кройки и шитья, 11 лет назад решила не покупать новой одежды. Она тогда работала в ателье, которое ориентировалось на быструю моду и отвечала за закупку гарнитуры. И очень много из этого выбрасывалось, потому что иногда ткани закупалось меньше или детали не подходили к новой коллекции. Такая трата ресурсов казалась Зои недопустимой. Поэтому она уволилась и стала шить одежду, учить кройке и шитью, продавать свои изделия в интернете. За 11 лет она купила всего пару новых вещей. Кроме того, нательное белье она покупает новое.

True Cost

Таня Аррайалес, со-основательница Style Lend, сайта взаимного проката одежды, вдохновилась документальным фильмом о настоящей цене новых вещей True Cost и отказалась от покупки обновок на год. Было ли это тяжело? «Иногда я нервничала, потому что всегда была модницей, а тут пришлось отстать от моды, это было особенно неприятно, ведь на всяких мероприятиях я уже не могла произвести впечатление за счет того, что одета по последнему слову моды. Но я решила перестроить свое видение шопинга.»

Через год Аррайалес разрешила себе покупать винтажные вещи. Еще через год она купила несколько новых вещей от «устойчивых» брендов. Если ей казалось, что стилю чего-то не хватает, она брала в прокат вещи на Style Lend. «Я стала видеть одежду по-другому. Стиль можно создавать, не скупая новинки.» Каудери тоже считает, что покупка, обмен или прокат вещей делают ваш подход к стилю более экспериментальным.

Тем не менее, объем одежды всех типов — новой, старой, ультрамодной, винтажной — огромен. Срок эксплуатации секонд-хенда тоже не бесконечен: допустим, она продается оптом в развивающиеся страны, и тогда уже их свалки будут забиты тряпками. Нам нужны новые технологии переработки одежды. И, конечно, нужно помнить о том, что, как говорит Зои Эдвардс: «Одежда — это способ выразить себя, способ сказать миру о том, кто вы. Это инструмент социального взаимодействия. И, как любое социальное взаимодействие, он требует вдумчивого отношения».

Источник: theguardian.com

— Читайте также: Писательница Энн Пэтчетт: Мой год без шопинга