Be Free: Что будет, если не учить детей «порядку»?

Ничего страшного

Катерина Ботвинник, участница команды “Освітній Експеримент”, соосновательница альтернативной школы «Боже, вільна школа», мама двоих хомскулеров рассказывает, как альтернативное образование помогает воспитывать уверенных в себе детей и справляться с зашоренностью взглядов взрослых.

История первая: Почемучка, или За что математики швыряются тапками

В школе детей научат порядку!.. А вы когда-то задумывались, что будет, если не учить детей «порядку»? Первое время будет несколько сложнее с ними жить, потому что взрослым придется учиться верить детям и в детей, уважать их мнение равно мнению другого взрослого, ждать, когда они научатся сами принимать решения и видеть их последствия, действовать, не нарушая чужих границ и т.д. Гораздо быстрее и проще выдать инструкции, чем все обсудить и обо всем договориться. Но в противовес этому «сложнее» случается ценное: дети учатся отличать важное от неважного и не перестают с возрастом задавать вопрос: «почему?». Очень полезный вопрос, который вообще не лишне задавать себе и окружающим. Человека, который не привык его задавать, можно убедить в чем угодно без особых усилий, например в том, что люди одной национальности лучше всех других людей. Любой огромный чудовищный бред начинается с маленького незаметного бреда, которым, казалось бы, можно пренебречь.

Собственно, история о моей дочери Тане. Она училась дома, общалась с детьми, которые тоже учатся в альтернативной малюсенькой школке. И вот она пришла сдавать контрольную работу по математике. Школа была частная. Учительница была очень приятная. Она проверила работу Тани, и дальше начался весьма любопытный диалог:

Учитель: «Смотри, тут надо написать не 9 х 5, а 5 х 9».

Таня: «Почему?»

Учитель: «Ну, потому что купили 5 килограмм помидор по 9 гривен».

Таня: «Хм, ну а у меня написано, что купили по 9 гривен 5 килограмм помидор. Какая разница?»

Учитель: «Так принято».

Таня: «Почему? Какая разница? Я не понимаю, все равно ведь получается 45 гривен».

Учитель: «Нужно написать сначала меньшее число, а потом большее».

Таня: «Я считаю, что здесь все правильно, я поняла задачу и решила ее».

Приятная учительница не нашла аргументов. Она делает свою работу так, как принято. И я не осуждаю учителя, работающего в системе. Но я точно знаю, что любой математик закидал бы тапками того, кто это придумал. И я рада, что у семилетней Тани хватило смелости, даже ценой ошибки в контрольной, отстаивать свое «почему». У маленькой девочки хватает духу сопротивляться маленькому незначительному бреду, когда можно так легко просто смириться и исправить. Если и родителям и детям будет доставать упорства не потакать маленькому бреду, система будет менять курс, миллиметр за миллиметром, но будет.

В положении, которое призвано регулировать семейное образование, много пунктов, которые направлены на то, чтобы контролировать и усложнять, а не поддерживать и помогать. И это бред. Уже довольно масштабный. Малодушно, друзья, принимать его без возражений с одним лишь тяжким вздохом: «Ну, у нас как всегда».

Почему это важно для всех нас? К сожалению, во времена политического PR, любые соображения масштаба страны звучат пошло. Но я все же скажу: я очень верю в то, что чем больше в стране людей, способных задавать вопрос: «почему?», отстаивать свои права и свободы, не жалеть сил и ресурса на то, чтобы менять мир вокруг — тем лучше для страны! Тем быстрее случатся те перемены, о которых сейчас мы говорим мечтательно или скептически. Людей, которые решились увести детей из школ мало, но людей, которые ищут и находят альтернативы, учителей, которые меняют систему изнутри, родителей, которые меняют стиль жизни семьи, активистов, которые волонтерят в общественных инициативах — много. И очень важно поддерживать и беречь эти маленькие ручейки. Вода, как известно, камень точит. Как бы ни были нерушимы постсоветские рамки и устои, они рухнут рано или поздно. Лучше рано. А если вам чужды масштабы страны, задумайтесь о себе, своих детях, своей семье. Возможно, еще один вопрос «почему?» и немного смелости окажутся не лишними в каких-то сферах вашей жизни. Как минимум, всегда полезно знать доступные опции.

— Читайте также: Две колокольни, или Как мы оформляли экстернат

История вторая: Не такая «б», или Пятьдесят оттенков почерка

Тане 8 лет и она, очевидно, личность масштабная. Мы оценили и поняли это не сразу. Очень помогла нам прекрасная художница, к которой молодая и неопытная мама пришла с тревогой, ведь Таня никак не могла совладать с ручкой и писать даже простейшие символы (галочки, плюсики) было для нее сложно и неприятно. Опытная художница посмотрела на дочку и сказала: “Мать, неси лист формата А2 и ведро краски, радуйся — твой ребенок одарен смелостью художника”. И правда, когда она пишет что-то, высота ее букв составляет примерно 3-4 см, что в разы превышает высоту строк в школьных тетрадях. Это ее комфортный масштаб и размах. Уверена, что не только Тане это свойственно. Стоит ли говорить о том, что Тане все же пришлось научиться писать стандартными прописными буквами и что процесс этот не принес ей ни грамма удовольствия?

Однажды мы сдавали очередную контрольную по украинскому языку и учительница подчеркнула все буквы «б», которые были написаны вполне понятно, но не так, как учат в 1-ом классе, а так, как пишут в некоторых печатных шрифтах. Дальше состоялся такой диалог:

Таня: «А где здесь ошибка?»

Учитель: «Тут неправильно написана буква «б».

Таня: «Но вы же как-то узнали, что это «б», или это не «б»?»

Учитель: «Да, это «б», но так нельзя писать, пишут вот так (показывает)».

Таня: «Неправда, я видела, как пишут взрослые, они могут писать так, вот так и даже вот так (пишет разные «б») и никто не считает это ошибкой. Почему мне нельзя писать такую «б»?»

Учитель: «Потому что они уже взрослые и умеют писать, а тебе нужно научиться».

Таня: «Научиться так, чтобы потом писать как угодно? Так я уже умею как угодно…»

Совершенно очевидно, на чьей стороне здравая логика в этом споре. Равно как и в споре о том, должны ли быть ровными стены, обязательно ли носить одежду, которая сочетается и т.д. Очень часто мы, взрослые, становимся рабами условностей и привычек. А дети следуют логике и здравому смыслу, их мышление не покрылось слоем пыли извечных «так положено», «так принято», «так надо«… Они зрят в корень и стараются найти смысл.

Дети, для которых «так надо» не аргумент — это неудобные дети, им приходится все объяснять и обосновывать. И просто поразительно, как много бессмысленного жизнь им предлагает! Эти дети имеют все шансы стать такими взрослыми, которые не станут мириться с тем, что их принципиально не устраивает. Новаторами, реформаторами, активистами, а может быть просто счастливыми людьми, которые понимают, что им нужно и чего они хотят и занимаются именно этим, а не чем придется.

Поддерживая альтернативные формы образования, мы создаем конкуренцию классической школьной системе. Здоровую конкуренцию, которая порождает улучшения в работе всех участников процесса. Наличие альтернатив проявляет, как лакмусовая бумажка, уровень бесполезной работы, которая падает на ребенка в школе по разным причинам. И поверьте, это количество уменьшается — десяток лет назад ситуация была куда более печальной!

Фото: Kristina Dominianni

— Читайте также: After school: 5 способов помочь ребенку преодолеть школьный стресс

Мы в Facebook