Бектур Искендер: «Cыну я объясняю, что можно не следовать патриархальным нормам того, каким должен быть мальчик»

О важности гендерно нейтрального воспитания мальчиков

15.06.2018

Третье воскресенье июня в мире традиционно отмечается День отца. И хотя в Украине праздник пока не имеет статус официального, мы решили поговорить об отцовстве в преддверии даты 17 июня с кыргызским журналистом, сооснователем новостного ресурса kloop.kg и Школы журналистики Клооп Бектуром Искендером. О принципах гендерно нейтрального воспитания своего сына, проблемах системы образования в постсоветских странах и влиянии социума на мировоззрение детей Бектур рассказал WoMo.

О гендерно нейтральном воспитании

С самого рождения, я старался не давать сыну никаких гендерных установок. В этом году ему исполнится 8 лет, и мне становится безумно сложно балансировать между тем, чему его учу я, и тем, что ему говорит общество. Тем более что он все больше социализируется в среде, которая довольно-таки сексистская. Уже сейчас я постепенно говорю ему о привилегиях, которые у него есть только потому, что он мальчик. Он должен понимать, что есть люди, которые этих привилегий не имеют. Я бы очень хотел, чтобы он был чувствителен к этому.

О влиянии патриархальных стереотипов

Недавно сын захотел отрастить волосы. Естественно, я ничего ему не сказал – это его волосы, он сам решает. Но потом его начали буллить за это в школе, говорить, что прическа у него как у девочки. И это стало для меня самым большим челленджем – как научить его быть самим собой, если за это могут гнобить? Я объясняю ему, что можно не следовать патриархальным нормам того, каким должен быть мальчик, если ему не хочется. Надеюсь, той поддержки, которую он получает от меня, будет достаточно, чтобы он стал достаточно сильным и смог противостоять людям вокруг.

О недостатках системы образования

Я думаю, что низкий уровень образования и неумение нормально работать с детьми, это касается садов и школ, — корень всех проблем в обществах постсоветских стран. Люди очень мало путешествуют, мало читают, имеют очень поверхностное представление о многих вещах. Плюс еще неумение коммуницировать, нормально договариваться – это то, чего нет вообще во многих школах, это гигантский пробел в сфере образования.

О любви

Детям вообще мало говорят о том, что их любят – стесняются. Или начинают всякий бред нести, типа, мальчикам нельзя обниматься, и так далее. Все это имеет чудовищные глобальные последствия, потому что потом вырастает поколение людей, не умеющих критически мыслить. Им важнее атрибутика, символика и принадлежность каким-то группам, чем собственная безопасность.

О важных для сына вещах

Есть несколько тем, которые обязательно нужно будет проговорить с сыном в определенный момент.

Первая – нужно объяснить, какие невероятные привилегии он получил только потому, что он мальчик. Я пока не знаю, какой будет его сексуальная ориентация – гетеросексуальной или гомосексуальной, — но, думаю, что скоро это станет ясно. Поэтому пока еще не понятно, какие именно привилегии он получит. Но в любом случае очень важно, чтобы он понимал, что они у него есть.

Вторая —  я понимаю, что влияние на него социума неизбежно. Он будет много видеть и слышать сексистских вещей и делать то, к чему подталкивают мальчиков в школах, учат их там всякой ерунде. Поэтому мне хочется это все нивелировать.

Третья – мне безумно важно слышать о том, что ему интересно. Это принципиально важно, но этого не хватает в процессе обучения. Такое впечатление, что в школах детей вообще никто не слушает. Там важнее установить им какую-то норму: вот они приходят в первый класс и сразу дурацкую форму надевают — белый верх, темный низ, — и учатся писать, чтобы буквы были красивыми… Короче, я сказал ему, что мне наплевать, какие оценки у него будут. Я просто хочу быть другом своему сыну, слышать, что ему интересно, и не нагружать его формой (в широком смысле слова). У нас вся система образования построена на том, что форма – важнее содержания, что выводить красивые буквы важнее, чем понимать то, что ты пишешь, что когда ты пишешь сочинение, то важна его структура, а не то, что ты думаешь. Это неправильно.

Подготовила Ира Керст

Фото: кадр из фильма «Billy Elliot»

— Читайте также: Олег Василевский: «Родители должны быть уверены в гениальности ребенка, даже если все говорят обратное»