Бизнес на уборке: Как метод Мари Кондо стал таким популярным

Инсайты из выступления на Каннском фестивале креативности

07.07.2019

Фестиваль креативности «Каннские львы» — это не только мекка для рекламистов и маркетологов. В этом году Канны стали эпицентром собрания людей, ведущих бизнес, но только бизнес ответственный. Бизнес с ценностями. Бизнес, который больше, чем про прибыль. Этот вывод я сделала в первый же день на фестивале. Это же мнение осталось со мной и сейчас, спустя пару недель, когда я стала разматывать километры диктофонных записей, сделанных в кинозалах «Люмьер» и «Дебюсси» и на любимой для гостей феста террасе.

Среди множества тем в этом году большое значение уделялось устойчивому подходу к жизни, будь-то принимающее отношение к меньшинствам, работа с проблемами ментального здоровья, в частности их освещение, а также «расхламление» в наших домах, головах и жизнях. Эксперткой в последнем уже несколько лет считается Мари Кондо, основательница «магического» метода уборки КонМари. Неудивительно, что одна из сессий была посвящена именно ей, ее методу, а также способам его популяризации — книги и новому телешоу.

С первых секунд ее выступления стало понятно, что в свой метод Мари искренне верит и пребывает в неком блаженстве, когда рассказывает о нем и своем творческом пути.

Я поняла, что мне нравится заниматься уборкой, когда мне было пять лет. На то время уборка была для меня чем-то вроде игры. А вот когда мне исполнилось 15, я подошла к этому делу со всей ответственностью. Я прочитала все книги об уборке, которые только смогла найти. И я стала убирать все, что лежало не на своих местах. В один день я убрала полностью в своей комнате, в другой — провела генуборку в комнате брата, еще через день —  у сестры. Потом — в кухне, гостиной, ванной, далее последовали комнаты моих друзей и классный кабинет в школе. Мне это нравилось! Когда же мне исполнилось 19 лет, я начала свой бизнес и стала консультировать, как убирать правильно. Даже свою дипломную я писала об уборке. В общем, что сказать, я просто — фанатик, когда дело касается уборки.

Метод КонМари базируется на трех принципах: простота в их исполнении, «искра радости» (когда вы сомневаетесь, стоит ли избавляться от какой-то вещи, просто спросите себя, приносит ли она вам все еще радость?) и перемены в жизни.

По словам Мари, ее метод не просто меняет вид вашей комнаты, — он меняет вашу жизнь. Уборка, согласно методу, ведется, не исходя из места, а исходя из категорий. Сначала — одежда, потом — книги, документы, финальная категория — вещи, которые вызывают у нас сентиментальные чувства. Добираясь до этого пункта, люди, как правило, останавливаются. Это самая сложная часть.

Если говорить об одежде, то первое, что вы должны сделать, сгрести всю ее в одну кучу и посмотреть на все, что у вас есть. У некоторых людей в шкафу можно найти втрое больше вещей, чем им нужно на самом деле. И вы тоже можете быть шокированы, увидев всю эту кучу, состоящую из вашей одежды. Присмотритесь, оцените, что из всего этого вызывает у вас радостные чувства? Но осмотреть все взглядом недостаточно, нужно подержать в руках каждую вещь. И в этот момент либо пробежит та самая «искра радости», либо же вы ничего не почувствуете. Вот от вещей, которые вызывают подобные или негативные чувства, и нужно избавляться.

Волшебство метода Кондо заключается в том, что лишь уборкой дело не заканчивается. Он влияет на ваши чувства, на подход к работе, на отношения, даже на выбор продуктов питания. В итоге вы пересматриваете свою жизнь.

Я знаю примеры, когда люди после применения моего метода меняли свою работу, разрывали отношения и строили новые, а еще создавали бизнесы.

Со своим мужем Такуми Кавахара Мари встретилась, когда им было по 20 лет. Как раз в тот год она начала заниматься консультированием. Такуми не очень понимал, почему она выбрала такую нишу. По его словам, тема уборки не особо была популярна в Японии в то время, а тем более если речь о двадцатилетних. Но именно ему принадлежала идея написать первую книгу.

Я понимал, что книга должна быть не столько об уборке как о некой рутине, а о подходе к жизни. И в 2014-м мы издали ее в США. Мы не рассчитывали на такую популярность, мы просто верили в этот магический метод уборки. Но в итоге книга стала невероятно успешной и дала начало целому движению последователей метода КонМари. Она продержалась в списке бестселлеров в The New-York Times 100 недель! А на сегодня продано более 11 млн экземпляров. Чем объяснить такой успех? У меня есть два ответа. Первый — люди, прочитавшие книгу, незамедлительно стали делиться результатами в соцмедиа, что поспособствовало увеличению охвата аудитории. И второй — Мари, которая написала книгу, относилась к ней не как к бизнес-проекту, а как к возможности сделать подарок людям, нуждающимся в ее методе.

После успеха книги Мари предложили вести собственное шоу на канале Netflix, что сделало и ее, и ее метод суперпопулярным в десятках стран. Муж Мари, подметил, что ее метод является гендерно нейтральным, то есть его используют как женщины, так и мужчины, что можно проследить по эпизодам шоу. Отличительной его фишкой он также назвал ритуалы багодарения, которые Мари совершала с участниками шоу в каждой серии. В зале каннского фестиваля она наглядно продемонстрировала, как все мы можем каждый день выражать благодарность тому, что имеем в данную минуту.

Для этого ритуала или, как я бы назвала его, — упражнения в благодарности, — она предложила всем закрыть глаза подумать о том, за что они благодарны конкретно сейчас конкретно в этом месте, а затем необходимо подумать о своих надеждах и мечтах. По ее словам, после таких действий настроение человека меняется и убирать в доме становится намного приятнее.

Главной ценностью и, как мне кажется, причиной успеха метода Мари является возникновение ощущения контроля у людей. По ее наблюдениям, людям сложно расставаться с вещами, потому что им сложно распрощаться с прошлым, с одной стороны, а, с другой, — они тревожатся о будущем. Когда же человек начинает уборку, руководствуясь принципом «радостной искры», он фокусируется на том, что ему нравится, что он хочет делать в своей жизни. Такуми добавил, что это осознание делает человека еще и более уверенным в себе, и эту философию они планируют нести и дальше благодаря новым творческим коллаборациям. К примеру, они планируют выпустить еще две книги, одна из которых будет для детей. О такой целевой аудитории пара задумалась, после рождений двоих дочерей, которые уже сейчас «с удовольствием играют в уборку дома». Своих девочек они учат относится к уборке именно так — как к игре, а не нудной рутине. А вот вторая книга, запланированная на 2020 год, будет интересна офисным сотрудникам, ведь в ней будет рассказываться о том, как организовать свое рабочее пространство, графики, календари и пр.

Выступление Кондо вызвало только одно сожаление. Уборка и размусоривание — это все хорошо. Но это работа с последствиями. И жаль, что она немного рассказывает о том, как научиться не захламлять свое пространство и голову в принципе. Правда, о нечто подобном рассказывали на другой сессии. И ключевыми мыслями с нее я обязательно с вами скоро поделюсь.

Фото: Cannes Lions

— Читайте также: Покупайте меньше барахла, или Почему метод КонМари не работает