От Чарльза Фредерика Уорта до Джона Гальяно: Что такое новогодние брендовые игрушки

И культовое платье Эльзы Скиапарелли с омаром, и узнаваемые фасоны, которые выбирала Джеки Кеннеди, и хиппи из 70-х могут быть перенесены на ёлочные новогодние игрушки ручной работы. Увидеть их можно с 29 ноября до 19 декабря в Victoria Museum, частном музее костюма и стиля 19-го века, где состоится открытие новогодней экспозиции.

Собственница музея Виктория Лысенко рассказала WoMo в своей колонке где такие игрушки еще можно встретить и кто в Украине их коллекционировал. 

Виктория Лысенко, основательница Victoria Museum

Эльза Скиапарелли и Шанель, Диор и Ив Сен Лоран, Гуччи и Гальяно… Такими брендами украшена новогодняя елка в Victoria Museum. Речь идет об игрушках ручной работы в виде знаковых моделей самых известных домов моды – такой декор символичен для музея костюма и стиля. Ведь по одежде вообще и по этим гениальным моделям в частности – легко угадывается эпоха, с точностью до десятилетия.

Уже второй раз новогоднюю экспозицию моего музея украшает такая стильная елка. Игрушки мне предоставил коллекционер Алексей Полищук. В 2000-х его подруга, киевлянка, художница и архитектор Олеся Кучменко подарила Алексею первую новогоднюю игрушку из папье-маше. Игрушка была в виде Снегурочки. Алексей оценил «харизму» куколки и… этот подарок положил начало коллекции: Алексей заказал Олесе первые игрушки, которые воплощали лучшие модели мировых кутюрье. К сожалению, Олеся ушла из жизни в 2014 году. Но осталось живо ее наследие, и мы с гордостью и благодарностью украшаем ее творениями нашу елку.

В Victoria Museum отражен период с 1830-х до 1920-х годов. Коллекция игрушек охватывает период с конца 19-го века до современности. Знаете, особая магия есть том, как эти барышни колышутся на нашей вращающейся елке. Гость может рассмотреть их в деталях. Очень увлекательно пытаться угадать: какое десятилетие отражает та или иная игрушка? Здесь представлено и культовое платье Эльзы Скиапарелли с омаром, и узнаваемые фасоны, которые выбирала Джеки Кеннеди, и хиппи из 70-х. Также есть модели Жака Фата, который наравне с Диором и Бальменом был одним из трех доминирующих факторов, влияющих на послевоенную высокую моду… Это клондайк для тех, кто любит исследовать историю моды.

Однако моя любовь – это конец 19-го века и начало 20-го. Куколки, которые вызывают у меня самые трепетные чувства, это модель  европейского дома моды House of Worth конца 19-го века и известного российского дизайнера начала 20-го века – Надежды Ламановой. Подобные платья, которые носили еще с корсетом, с силуэтом «голубиная грудка» есть и в моем музее, в первом зале. И именно эти модели могла носить украинская интеллигенция, писатели, меценаты – Леся Украинка, Наталья Уварова, Варвара Ханенко и многие другие киевлянки, одесситки, харьковчанки…

Мне чрезвычайно жаль, что практически не осталось информации о том, кто шил для них наряды. Что уж говорить непосредственно об их платьях – большевики не оставили ни одного шанса артефактам той жизни, следы которой я стараюсь собрать в своем музее. За 4,5 года работы музея я неоднократно убедилась в том, что одежда может рассказать об истории человечества гораздо больше, чем переписанные сотни раз книги по истории.

Модель платья конца 19-го века модного дома House of Worth. После моды на турнюры (специальные каркасы под юбкой, которые изобрел Чарльз Фредерик Уорт) силуэт женского платья постепенно начал приобретать современные очертания, что заметно на новаторской для того времени модели, воплощенной в игрушке.

Скандально известное «голое» платье Поля Пуаре. Первой моделью, которая решилась примерить это платье в начале 20-го века, была его жена Дениз Булет. Дениз была настолько смела, что вошла в этом платье в трамвай! Однако возмущённые пассажиры, не готовые к подобной откровенности, выгнали бесстыдницу из транспорта.

Платье с омаром. Его создала ещё одна экспериментатор из мира моды и главная соперница Коко Шанель – Эльза Скиапарелли. Эльза часто сотрудничала с сюрреалистами в создании своих уникальных моделей и принтов для них. Среди ее вдохновителей был и Сальвадор Дали.

Платье Жана Поля Готье, посвященное певице Эми Уайнхаус. Несколько фигурок певицы украшают новогоднюю елку в музее. На них легко узнаются черты лица и прическа Эми, а также платья, которые создал в 2013 году эпатажный кутюрье.

Кристобаль Баленсиага. На модной елке в Victoria Museum представлены роскошные наряды Баленсиаги образца 1950 года. Такое лицо имел бренд до того, как стал одним из самых эпатажных и неоднозначных в 2000-х.