Чему учились наши предки

Или что такое технологическая сингулярность

«Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» — пишет А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».  Что же умела «золотая молодежь» XIX века? Спросим у Пушкина.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил…
…Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм».

Итак, молодежь развлекалась, в то время, как их родители управляли большими сельскохозяйственными предприятиями, где применялся рабский труд крепостных крестьян.

Крепостные тоже получали образование – с ранних лет они обучались трудовым специальностям в качестве подмастерьев, как бы сказали сейчас – под руководством менторов. Иногда, если барин хотел – даже учились петь и танцевать.

Умение читать было необязательным, хотя различные волонтеры организовывали школы для бедных.

Таким  было обучение в начале XIX века

Правда, элита так и не смогла вписаться в новый промышленный век, и все закончилось большим крахом – к власти пришли большевики. И уже вся страна превратилась в одно большое предприятие, где рабами стали все. До сих пор не можем прийти в себя.

От этого страшного времени у нас осталась генетический страх голода, который периодически заставляет запасаться сахаром и гречкой, или всей семьей выезжать весной «на картошку».

Промышленная революция под руководством Сталина имела и позитивные результаты для образования – все научились читать и писать. Правда, исчезли интеллектуалы, знающие несколько иностранных языков, философию, мировую литературу и историю, но кому они были нужны? Только мешали строить коммунизм!

Пришло время, «сталеваров, плотников, монтажников-высотников»,  летчиков, для которых «первым делом самолеты», танкистов, героев-стахановцев.

Стране нужны были солдаты, а солдат должен быть здоровым и сильным – и по всей стране процветал культ физической культуры.

Стране нужно было новое оружие – открываются факультеты математики и физики. Когда закончилась холодная война и необходимость в большом количестве математиков отпала, вместе с «железным занавесом», многие ученые покинули СССР и их уникальные мозги теперь работают на процветание других государств.

Таким было образование во времена Советского Союза

Давайте теперь заглянем в древний мир. А как было там?

Когда в следующий раз вы посетите Афины – попросите показать вам место, где учил Сократ. Он учил своих учеников думать, задавая им вопросы.

Он говорил:«За деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум».

Сократ был учителем Платона, тот – учителем Аристотеля,  Аристотель был домашним учителем Александра Македонского.

Древние афиняне считали, что человек должен тренировать свою душу, свой ум и свое тело. Наверное, поэтому они создали философию, удивительной красоты архитектуру, поэзию и театр, а также геометрию, астрономию, олимпийские игры.

А возле Афин находилась Спарта. Спартанцы сбрасывали в пропасть детей с уродствами, а здоровых забирали от матери, чтобы воспитывать воинов. Если в драке мальчишек убивали или калечили – никто не расстраивался – воины должны быть сильными.

До наших дней дошла легенда о том, как один мальчик-спартанец, пока отец его обедал, украл у него лисенка и спрятал его под своим плащом. Лисенок страшно царапал ему живот, но мальчик все терпел, боясь быть наказанным. Лисенок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчишку так и не спасли. Он умер в тот же день к вечеру. Спартанцы считали это подвигом.

Они, конечно, были героями, эти спартанцы, но не оставили после себя ни книг, ни произведений искусства, только легенды о героических смертях.

Как видно, совершенно по-разному проходил процесс обучения в разных странах и в разные времена. Та, привычная нам, школа была создана совсем недавно, в ХІХвеке, а большинство предметов школьной программы – появились только в ХХ.

Человек – удивительное создание. Наш мозг работает всегда безукоризненно. О чем думает, то и производит. Чему обучаемся, тем и становимся.

А кем мы должны стать в XXI веке?

Главным вызовом нового времени является то, что наши дети будут жить в совершенно необычном мире.

Это будет мир, описанный в фантастических фильмах и книгах. Вероятно, люди будут летать, как Супермен, машины будут ездить без водителей, как в «Тачках», и, возможно, время станет таким, как в «Интерстелларе». А роботы станут привычными, как стиральные машинки. А, может, мы коснемся удивительных тайн человеческого разума и сможем осознать, кем мы были в прошлых жизнях, и где хранятся все будущие открытия и изобретения. Или сможем подключить свой мозг к всемирному банку знаний для достижения технологической сингулярности – интеграции человека с компьютерами.

И, естественно, такой мир потребует совершенно новых способов обучения и новых предметов. Уже сейчас появились компьютерные игры, которые учат детей читать, говорить, рисовать. Специальные программы-тренажеры обучают программировать детей, которые еще не научились читать. В «перевернутых классах» дети ищут информацию дома в интернете, а в класс приходят, чтобы поделиться своими открытиями. Ширится волонтерское движение, когда дети постарше обучают новым предметам своих младших сверстников. Целые порталы посвящены открытиям, которые сделали подростки. Появляются даже подростки-миллионеры, которым удалось создать игры, программы или товары, получившие признание потребителей.

У нас есть уникальный шанс позволить нашим детям построить такое будущее!

- Читайте также: Когда начинать учить детей программированию

Мы в Facebook