Что делать, если ребенок обманывает

Как разобраться в причинах и не дать вранью стать привычкой

16.07.2014

«Я не разбивала эту чашку! Я не знаю, кто, но не я!», — улыбаясь, уверенно заявила моя дочь Маша, которой только-только исполнилось 3,5 года. В этот день я поняла — началось…

ЛОЖЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ

С понятием «детское вранье» сталкивается чуть ли не каждый родитель. И хотя ложь — это часть развития личности ребенка, обман не должен становиться привычным делом.

Чем младше ребенок, тем осторожнее мы называем детскую ложь фантазией, выдумкой… Так почему же, когда ребенок становится старше, его фантазию и выдумку начинают называть ложью и обманом?

Родители всерьез обеспокоены тем, как сделать так, чтобы ребенок не обманывал их, чтобы он вписался в принятые в обществе правила морали, чтобы привычка обманывать не привела к беде.

Давайте рассуждать логически. Что такое ложь? Пожалуй, это одно из немногих качеств, которое отличает человека от животного. Ведь если вдуматься, ложь — это то, чего не существует. Если у человека хорошо развито умение «создавать» то, чего не существует, в нашем современном обществе он может подняться очень высоко: писатели, архитекторы, композиторы, сценаристы — вот только небольшой перечень профессий, где просто необходимо обладать высокоразвитым умением придумывать то, чего нет на самом деле, да еще и так, чтобы в это поверили другие! И такая ложь прекрасно оплачивается!

Но если навык плохо развит, такие люди, как правило, осуждаются обществом, поскольку применяют его во вред себе и другим.

КОГДА ДЕТИ НАЧИНАЮТ ОБМАНЫВАТЬ?

До трех лет дети не могут лгать и фантазировать, потому что мышление ребенка предметно-действенное, другими словами, дети способны удерживать свое внимание только на одном, реально существующем объекте. Вижу игрушку — могу о ней думать, не вижу —  не могу. Например, малыши, бывает, плачут, когда одевают варежки или ботинки — особенно в первое время — руки или ноги ребенка «исчезают» из его поля зрения и это вызывает у него страх.

Приблизительно в 3-3,5 года мозг ребенка начинает работать по принципу наглядно-образного мышления и это означает, что он способен удержать в единицу времени  больше, чем один объект. Например: ребенок, раскрыв руки, увлеченно летает, как самолет, а такой простой объект, как палка, становится «волшебной» при помощи фантазии ребенка.

 ЛОЖЬ КАК ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ

В очень короткий период, с 3 до 4,5 лет, ложь становится неотъемлемой частью развития ребенка. Еще вчера его мозг просто не мог ничего представить, а сегодня ребенок увлеченно врет о чем-то, другими словами, взяв за основу предмет или событие, мозг дополняет его несуществующими деталями. Целью этого процесса является развитие образного мышления и ситуативной гибкости. Дети проверяют мир на прочность, говоря неправду, они четко отслеживают реакции окружающих людей и учатся тонам и полутонам в общении.  Если жестко пресечь детскую ложь в этом возрасте — это означает поставить крест на развитии фантазии, вариативности принятия решений, ситуативной гибкости, адаптивности.  Поэтому нужно подыграть ребенку и в 50% случаев (особенно в первом) сделать вид, что вы ему поверили. В остальных случаях нужно выставить четкую границу и показать ребенку, что вы прекрасно осведомлены, что на самом деле произошло. Реакцию на поведение ребенка нужно чередовать.

ВАЖНО — все люди в мире хотя бы раз обманывали, и это факт!  и МИР НЕ РУХНУЛ!  Что бы ни сказал вам ребенок, как бы вам ни было больно или обидно — соберитесь, успокойтесь и помните, что сейчас вы его обучаете, , вопрос — чему?. Если вы будете кричать на него, накажете — научите сопротивлению, а более слабого сломаете. Лучшая реакция — спокойная и доброжелательная, учите ребенка сотрудничеству.

ЛОЖЬ КАК ЗАЩИТА

Почему же лгут дети после 4,5 лет? Ответ прост — защищаются! Это означает, что они любым путем, даже таким саморазрушающим как ложь, хотят избежать давления со стороны окружающих. Дети пытаются избежать наказания, встроиться в картину мира взрослых, стать своим, проверить, как устроен мир (другие врут — почему мне нельзя?).

Родители боятся потерять контроль над ситуацией, поэтому им всегда важно знать, почему ребенок солгал.

ВАЖНО — главная задача родителей, у которых дети  в возрасте 4,5 лет и старше, не отучить их обманывать, а создать условия, при которых ребенку просто не будет надобности лгать! Если ребенок защищается, нужно сделать так, чтобы он не боялся давления, наказания, обвинений со стороны родителей, а был уверен в том, что его любят таким, какой он есть. Когда ребенок перестанет чувствовать страх или давление — он перестанет обманывать!

ТРИ ИСТОРИИ

Я никого не хочу убеждать или разубеждать в авторитетности своих слов. А просто поделюсь своим опытом и мыслями по этому поводу.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ «НАЗАР»

Моя мама всегда говорила: «Сколько бы Ложь ни бродила по свету, а Правда всегда выйдет наружу!» Я выросла с таким убеждением и воспитывала своего сына в полной правдивости — я была всегда абсолютно честна с ним и требовала взамен того же. Сейчас моему сыну 18 лет и последние годы я все четче понимаю, что наделала: Назар абсолютно правдивый человек, и жить с ним, порой, бывает трудно. Он всегда и везде считает своим долгом говорить все, что думает, неизменно спрашивая: «А что, разве это не правда?» Иногда так и хочется сказать, что в данном случае тебя точно никто не спрашивал, особенно если он прямо заявляет, что выгляжу я сегодня  не очень, бывало и получше. Несколько лет ушло на то, чтобы научить сына гибкости — когда промолчать,  когда сказать все прямо и откровенно.

ВАЖНО — у абсолютно правдивых людей мир делится только на черное и белое, они менее гибкие в общении и оценках событий, более категоричны в суждениях и поступках. Такие люди с трудом встраиваются в окружающий социум.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ «КСЕНЬЯ»

Ксенья — дочь моего мужа. Мы познакомились когда ей было 11 лет. Сейчас ей  24, и мы как родители спокойны, потому что знаем о ее жизни так много, как, наверное, никто другой. Почему? Потому что она просто купается в нашей с мужем безусловной любви! Она знает, что может, не боясь осуждения, поделиться любой мыслью или личной историей. Знает, что всегда найдет поддержку, сопереживание, уважение и любовь. Результат — она никогда не обманывает нас, просто нет необходимости.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ «МАША»

Когда родилась младшая дочь Маша, у меня за плечами уже был опыт воспитания Назара и Ксеньи, поэтому я стала мудрее. Я поняла: чтобы дети не обманывали, не нужно бороться за правдивость, нужно просто создать такие условия в семье, при которых им не нужно будет обманывать. Благополучно пройдя период первой лжи, Маша растет свободным и уверенным в себе ребенком, которому просто нет необходимости обманывать нас. Но Маша живет в реальном мире, ходит в школу, смотрит фильмы, поэтому время от времени пытается нас обмануть. Реагирую всегда одинаково —  доброжелательно, даже шутливо говорю, что знаю, что она сейчас лжет. И что ей просто нет необходимости это делать. Если Маша не готова поменять свои «показания» сразу — не настаиваю, просто говорю, что если передумает, пусть подойдет и скажет. Маше 9,5 лет, и моя задача сделать так, чтобы она не боялась говорить правду.

ВЫВОД

Мои дети мне не врут — и не потому, что не врут вообще, а потому, что понимают — в этом нет необходимости.