Что руководителю/подчиненному нужно знать о теории поколений

Как избежать конфликта поколений

теория поколений

Оксана Марусич, сертифицированный бизнес-тренер и коуч, эксперт по сервису, в рамках KMBS ideas days прочла лекцию «Теория поколений: Модели поведения и как управленцу с ними работать?». WoMo посчастливилось послушать Оксану и самым главным мы, конечно, делимся с вами.

По словам Оксаны, уже выделился ряд бизнесов, которые учитывают экономику отношений. Благодаря поколению Y, которое мыслит не только головой, но и сердцем, рождаются душевные бизнесы. Так, к примеру, интернет-магазины и IT-компании изучили систему мышления молодежи и активно применяют способы управления этим поколением. Если же бизнесы не будут адаптироваться под парадигму мышления молодежи, они рискуют потерять их как клиентов и сотрудников.

Согласно теории спиральной динамики Валерия Пекаря человеческое мышление поступательно развивается от одной стадии к другой. Каждая последующая стадия развития определяет свой способ восприятия мира — парадигму мышления: воспринимается только то, что ценно для данной парадигмы, а остальное отбрасывается, отфильтровывается. Парадигму мышления определяют два фактора: внешние условия жизни и внутреннее стремление человека к развитию. На стремление человека развиваться влияет наличие цели.

Условно в теории поколений выделяются такие поколения «беби-бумеры» (1943- 1964), поколение Х (1965-1982), поколение Y (1983 — 2000), поколение Z (2001 — 2022). Ценностные ориентиры поколений примерно одинаковы ‑ здоровье, безопасность, благосостояние, друзья, развитие, любовь и пр. Разнится то, что каждое из поколений в них вкладывает. И тут таится конфликт поколений. Зная, чем живут представители каждого из поколений, и с какой задачей пришли в эту жизнь, можно «правильно» выстроить рабочие и не только отношения с представителями всех поколений.

Конфликт в отеле. Беби-бумер на уточняющий вопрос менеджера ответит: «Так, все было нормально, еще ребенка уволите». Икс скажет следующее: «Надо всех поувольнять, и вообще, почините кондиционер и поменяйте постельное белье. Игрек: «Да все нормально», и тут же настрочит отзыв в интернете: «Не приезжайте в этот отель».

«Беби-бумеры» (1943- 1963)

Восстановители, люди, отстраивавшие страну. Закончив одну стройку, они начинают другую. Ремонт ванной сменяется на достройку забора на даче и так беспрерывно. У них всегда есть цель, они не заморачиваются депрессиями. «Бумеры» – единственное живое поколение, которое получает удовольствие от физического труда. Идеалисты, им свойственен коллективизм и командный дух. Живут, чтобы работать: на шести дачных сотках у них не найдется места для шезлонга. Отличаются отменным здоровьем, потому что едят выращенную своими руками картошку и малознакомы с фастфудом. Среди представителей этого поколения больше всего отличников и консерваторов. У каждого «бумера» есть своя коллекция атрибутики успешности – значки-медали-грамоты-сертификаты-дипломы и даже табеля детей.

iStock_000045287542_Small

Безопасность для «бумера» — наличие своей квартиры, дачи, машины и… консервации. У мужчины в гараже ассортимент инструментов соизмерим с нужным для построения космического корабля. У женщины заготовлено приданое для дочери – постельное, приборы, посуда, забит запасами холодильник ‑ все забито, попробуйте только хоть что-то выбросить. Мыслят негативными установками: «Будешь плохо учиться, будешь дворником», «Надо, чтобы было двое детей в семье, если один – вырастет эгоистом», «Носит красную помаду и короткую юбку? Замуж не выйдет». Проклятье для «бумера» – чтоб тебе насчитали самую низкую пенсию. Лучший отдых – на даче в грядке. А если поедут заграницу, возьмут с собой пару консерв и палку колбасы. Если «бумер» клиент – перед ним надо «по стойке смирно», быстро ублажить, чтобы ему не к чему было придраться.

Поколение Х (1963-1983)

Их детство – периоды застоя и перестройка. Для них характерна склонность к конкуренции, вспомнить хотя бы их игры – казаки-разбойники, наши-немцы. Хорошее детство с пионерскими лагерями сменила неопределенность – куда поступать, на кого учиться, где работать, как жить, если не платят зарплату. Среди них много собственников своего бизнеса, они больше всех учатся, готовы к изменениям, надеются на себя. Посмотрев на копающихся в огороде родителей, они выбирают обучение в течение всей жизни: образование – МВА – эффективность. Проклятие икса — чтоб ты жил на одну зарплату. Через duty free пройдут и купят три парфюма «на вырост». Из-за того, что постоянно все анализируют и подвергают перепроверке, отключаются «в салате».

2015-12-10-1449766521-9835441-generation_x1-thumb

Это поколение «с ключом на шее». Они сами делали уроки, разогревали свой обед. Для них характерен индивидуализм и категоричность. «Икс» приедет в отель и начнет бухтеть: «Да за такие деньги…». Это самый требовательный клиент, потому что много знает, всегда на телефоне – мир рухнет, если он не ответит. Безопасность для него – «когда я все знаю», отсюда тотальный контроль всего и вся.

Они самые крупные потребители. Перепотребление в экономике случилось благодаря «иксам». Именно «иксы» — жертвы шопинга и рекламы. С появлением кредитов они вошли во вкус: машины покруче, квартиры побольше. Именно они – целевая аудитория сегмента luxury, которое постепенно начинает отмирать. Самый востребованный тренинг для них «Как эмоционально не выгореть» и «Искусство публичных выступлений». Из их отношения к жизни выросли такие бизнесы, как рестораны, полуфабрикаты, кейтеринг. У этого поколения наибольшее количество разводов. «Иксам» сложно хвалить, но для «игреков» это очень важно, и «иксам» приходится учится.

Поколение Y (1983 — 2003)

Среди ценностных ориентиров «Игреков» вы обнаружите оптимизм, общительность, уверенность в себе, склонность к разнообразию, их главная мотивация — немедленное вознаграждение. Они знают, что есть мораль и гражданский долг. Отлично разбираются в гаджетах. Их отличает креативность и умение радоваться жизни. «Игреки» смотрят на «иксов» и не хотят такой жизни, потому что «когда же жить?» Шутка «Свадьба игреков прошла тихо ‑ был хороший вайфай» характеризует их интернетный образ жизни.

Generation-Y

Проклятие «игрека» — чтоб ты на одном предприятии доработал до пенсии. Пройдут мимо duty free. Безопасность для них заключается в том, чтобы им дали волю и доверие. 60% считают себя крутыми. На них нельзя повышать голос: «Не кричите на меня, вы нарушаете права человека». Если игреку что-то не нравится, его не заставишь это сделать. Они не строят иллюзий, у них жизнь коротка, быстро принимают решения. В отличие от «иксов» стараются жить здесь и сейчас. Игрекам нельзя предъявлять тотальный контроль и штрафы за опоздание, к примеру, они могут развернуться и уйти. Им нужен гибкий график, чилл-ауты и лаунж-зоны, удобство и комфорт. Они не поведены на дорогих шмотках. Рационалы-«игреки» не купят себе шикарную машину. Зачем? В метро можно книгу почитать. Долгосрочное планирование для них – катастрофа, предлагайте им только краткосрочные планы. Долгосрочную цель разбивайте на краткосрочные, иначе достигнув поставленной цели, он обломается. Многие из них не умеют формулировать цель.

Поработав три месяца, считают себя крутыми специалистами и уже готовы что-то свое создавать. Стремятся путешествовать, им нужны удовольствия и экстрим. С игреками надо работать через мотивы со смыслами. Разница в офисах: «икс» отдаст предпочтение «по-богатому в центре», игрек обойдется столиком в коворкинге. Скайп, вебинары, фастфуд – это все бизнесы отвечающие мышлению игреков. У них интернет находится рядом с базовыми потребностями.

Игрек не будет брать ипотеку на 25 лет, лучше дома с мамой и папой. Если игрек знает, ради чего он работает, то предоставит наилучший сервис каждому клиенту. Хвалите их и ни с кем не сравнивайте.

Поколение Z (2003 — 2023)

Среди ценностных ориентиров «зетов» преданность, закон и порядок, уважение к должности и статусу, жертвенность, терпение, экономность. «Зеты» в чем-то похожи на «бумеров», им тоже нужны свидетельства их успехов, только не в виде грамот и сертификатов на стене, а смайликов, лайков и шейров.

«Зеты» посмотрели на «игреков» и решили, что надо быть ответственными, писать законы и соблюдать правила и этикет. Своих родителей они поучают: «Почему ты не пристегнулась», «Куда ты пошла, еще не загорелся зеленый свет», «Ты не сказала «спасибо»» и т.п.

2301959625130496

«Зеты» умеют из интернета выдергивать то, что нужно. Их мышление похоже на проевропейское, они готовы играть по правилам, если вы с ними договорились, держите слово. Умеют аргументировать. В отличие от игреков, которые себя любят и считаются селфи-поколением, «зеты» снимают вещдоки.

У «зетов» есть цели, они все хотят высшее образование, но учатся всему в YouTube. 80% их общения происходит онлайн. Если игреки «сидят» на двух экранах, зеты дорастут до пяти. Они мыслят образами, им не все равно, что происходит на планете Земля. Сами предложат вместо пластикового пакета купить бумажный. Они не готовы жить в кредит.