Что ждет учебные заведения Украины: закон об общем и среднем образовании

Какие перспективы?

10.03.2020

Президент Украины должен подписать Закон «О среднем образовании». Это документ, который поможет обеспечить качество как государственных, так и частных школ. Кроме этого, 6 марта, состоялась презентация проекту государственного стандарта базового среднего образования, который изменит учебные программы в 5-9 классах и по какому будут сдавать тесты ВНО девятиклассники 2027.

Почему это важно?

Предыдущий закон был рамочный, он рисовал общую картину, а Закон «О среднем образовании» более экспертный, он может дать ответы на конкретные вопросы.

Кроме того, Закон «О среднем образовании» должен гарантировать преемственность в реализации образовательной реформы школьного независимо от того, кто станет министром образования Украины.

Общие положения: качество и равенство

Его можно считать Законом качества: четко выписаны положения о качестве на уровне личности ученика (развитие индивидуальной траектории), на уровне учителя (педагогическая интернатура, сертификация учителей), на уровне школы (внутренняя система качества, академическая добродетель), на уровне государства — через внешнюю систему обеспечения качества (институциональный аудит и общественная аккредитация) и на уровне образовательной системы в целом (закреплено участие Украины в исследовательских программах, которые отслеживают качество знаний учащихся, такие как PISA, TIMSS, PIRLS и т.д.).

Положительно, что полномочия об учреждении лицея закреплено на уровень области (где больше финансирования) или на уровне городов с более 50 000 населения, тогда есть шанс, что профильная школа заработает и будет серьезную материальную базу, — рассказывает Мирослава Товкало, руководитель образовательных программ КМДШ , член рабочей группы по созданию Государственного стандарта базового образования и рабочей группы по разработке Закона Украины «Об общем среднем образовании». — выбора предметов в старшей школе требуют все.

Однако понятно, что здесь еще есть другой, непопулярный сторона медали — снижение степени школы, где был один десятый класс и оптимизация сети школ. Несмотря на это, считаю такой шаг необходимым для качества нашей школы ».
Для усиления материальной базы профильных лицеев запланировано трансформацию санаторных школ-интернатов, собственно на их базе должны возникнуть лицее с пансионами. У них хорошая база, общежития, куда могут приезжать дети из ближайших городков и сел.

Если же говорить о равенстве, то несколько важных норм. Во-первых, за школой закреплено территорию обслуживания, позволяет зафиксировать норму о запрете конкурсов в начальную школу государственной и коммунальной собственности, кстати, в базовой тоже (правда, с определенными нюансами). Ребенок имеет право ходить в школу, ближайшую к своему месту жительства.

Во-вторых, в Законе четко прописано, что нельзя дискриминировать ребенка из-за того, что родители не предоставили благотворительной помощи школе. В Законе прописаны нормы, связанные с внедрением инклюзивного образования (нормы о ассистентов учеников, индивидуальный учебный план и индивидуальную программу развития ученика).

Кстати, все это — компоненты того, что называют индивидуальной образовательной траектории ученика, — говорит Мирослава. — Думаю, это прекрасный образец сочетания равенства и качества. Норма об индивидуальной образовательной траектории применяется не только к детям с особыми образовательными потребностями, а ко всем ученикам. Каждый ученик и каждый ученица имеет право на определение целей обучения (так формируется ответственность) и движение к этим целям своей траектории: за выбор предметов, форм обучения, личностно ориентированных методов, получения индивидуальных консультаций ».

С представленного выше перечня для государственных и для частных школ сложно обеспечить выбор предметов для всех учеников, разве в профильном лицее (10-11 (12) кл.).

Оценивание учебных достижений

Наконец «узаконено» формирующее оценивание, которое до этого упоминалось исключительно в методических рекомендациях. Это вербальное словесное оценивание, которое помогает учителю и родителям отслеживать прогресс ребенка.

Это очень эффективная форма оценивания, которая основывается не на сравнении учеников между собой, не в конкуренции, не в стрессовые, а на мотивации ребенка. Каждого ребенка сравнивают с ней же самой, как она выросла за определенный промежуток времени. В КМДШ формирующий оценивания работает почти с самого начала. Этим оценкой мы можем оценивать и Hаrd skills, и soft skills, — рассказывает Мирослава Товкало, — Например, учитель вместе с учеником / ученицей совместно определяют цели обучения по конкретным умений, наблюдает за ребенком, вместе с ребенком формирует прогресс, отслеживает его и постоянно общается с ребенком и родителями, в дальнейшем предоставляя обратную связь. Через такой диалог, такую ​​интерактивность ребенок понимает, как она развивается, куда ей двигаться дальше, а учитель понимает, какие методы ему надо изменить, чтобы приспособиться к образовательных потребностей каждого ребенка ».

По новой нормой Закона каждая школа имеет право разработать и внедрить свою систему оценки.

Автономия школы

Закон «О среднем образовании» усиливает автономию школы, причем на четырех уровнях: организационном, финансовом, кадровом и академическом.

Правда, школы не спешат пользоваться с академической автономией, потому что это требует больших усилий от учителей и создание им возможностей со стороны администрации для разработки программ, их апробации. И это не только в Украине. В Польше, например., Около 5% учителей создают свои программы. Но, как правило, школы с собственными программами демонстрируют высокое качество, потому что программа «заточена» под их учеников. Правда, и риски здесь есть. Типичные или модельные учебные программы — это школьные учебники, авторские программы — это постоянная работа учителя над конструированием учебных материалов.

Контроль качества

Очень хорошо, что институциональный аудит не стал монопольной формой контроля со стороны государства. Предложено альтернативу — общественную аккредитацию. Руководитель учебного заведения может инициировать ее, а соответствующая общественная организация осуществить аналогичные функции (по тем же или похожими инструментами оценки), но, возможно, менее стрессово. Общественная аккредитация действительна пять лет. Считаю эту норму очень прогрессивной, которая должна была работать на качество образования », — говорит Мирослава. — Правда, здесь больше вопросов, чем ответов. Как стать той общественной организацией? — один из вопросов, на который пока нет конкретного ответа.

Кадровые вопросы

Либерализация норм об обязательном педагогического образования связана с тем, чтобы усилить те сферы украинского образования, где сегодня самые слабые молодые педагоги (это математическая и естественная отрасли). Есть положительная мировая практика, например, Сингапура, где квалифицированные инженеры, имеющие опыт работы в престижных компаниях, идут в школы учить учащихся г.