Das ist Fantastisch: Как изменится образование через 45 лет

6 футуристических прогнозов от основателя Khan Academy Салмана Хана

26.02.2016

circleСалман Хан, американский преподаватель и предприниматель, основатель бесплатной онлайн-платформы для обучения Академии Хана, рисует фантастическую картину грядущих перемен в образовании.

Лектории и классные комнаты

В большинстве учебных заведений вы можете увидеть следующую картину: профессор или учитель рассказывает о предмете, ученики, студенты ведут конспект лекции. А потом — экзамен спустя какое-то время. Через 10 лет все будет по-другому! Пассивные формы обучения канут в Лету. Аудитория преобразуется в пространство для разработки проектов, в лабораторию, а обучение будет активным. Студент будет самостоятельным исследователем, он сможет работать в удобном темпе, разрабатывать, придумывать, открывать для себя и создание картин, и музыкальных творений, и танцев.

vidyo-brings-science-to-the-classroom

Новый класс в обществе

К 2060 году потребность физического труда практически исчезнет, особенно в развитых государствах: людям необходимо будет всего лишь заниматься спортом. Многие задачи в интеллектуальной сфере, например, оформлять документ — смогут машины. У жителей планеты появится масса свободного времени. Поэтому спустя четыре десятилетия базу общества составит именно инновационный креативный класс.

Система оценивания

Сегодня за школьной партой дети проводят по 12-13 лет, потом еще таких же «сидячих» 4 года в колледжах или университета. И за все эти годы ваши знания измеряются оценками. И вот люди учатся столько лет на «отлично», все прекрасно запоминают и понимают (я надеюсь, ведь учатся они же на «отлично»). Но эти высокие оценки не гарантируют вам того, что вы сможете применять свои знания на практике. Новая образовательная система будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях студента. И они могут быть абсолютно разными, например, навыки исчисления, умение читать ноты или понимание квантовой физики. Но вы сами будете выбирать, как вы будете изучать и закреплять материал. Нет необходимости сидеть столько лет за партой, вы можете пойти кому-то в ассистенты и в конечном счете показать, что знаете квантовую физику. Такие оценки будут намного более точными. Это могут быть устные экзамены или практические, которые будут проверять вашу способность применять информацию.

Так, если вы сдали чтение нот, вы действительно их умеете читать. Сейчас же, если я получаю тройку по исчислению, не ясно, умею ли я все-таки выполнять операции по исчислению. При новом же подходе ваши достижения будут отражать портфолио проектов, которые вы осуществили. Например, создали робота, написали картину или разработали программу. Работодатели не будут интересоваться вашим средним баллом или длительностью обучения, они попросят вас показать, что вы сами сделали с нуля, — то, что покажет вашу принадлежность к уже упомянутому творческому классу.

- Читайте также: 30 веб-сайтов, которые сделают вас невероятно умными

Роль учителя

Еще одним критерием для оценки ваших достижений может стать помощь, — когда вы даете уроки другим. Через интернет или лично люди смогут присуждать вам баллы, сообщать другим, кто им помог. Следствием такого подхода станет кардинальное изменение роли учителя. Педагог больше не будет из года в год читать похожие лекции в школе или университете. Он станет скорее тренером, наставником, ментором. Значимость преподавателя существенно возрастет.

faculty-who-inspire

В будущем студенты будут учиться в своем темпе, а учителя смогут посвящать время общению с ними. В одной аудитории 70-90 студентов смогут получать знания сразу от трех учителей, у каждого из которых есть свои сильные стороны и собственный неоценимый опыт. Они не будут изолированы друг от друга в своих кабинетах, они смогут работать в команде, поддерживать друг и друга. И студенты также выиграют от этого! Ведь они могут обращаться к знаниям и опыту сразу трех преподавателей, а учителя смогут консультировать друг друга. В современной модели информация от одного учителя направлена к ученику. В новой же — информация будет идти от учителя ко всем ученикам, от одних учеников к другим ученикам, и, может быть, от учеников к учителям. В такой модели обучение становится интерактивным. Я думаю, профессия преподавателя станет для общества престижной и оцениваемой по достоинству.

И напоследок…

Самый приятный прогноз. Фактическая стоимость получения базовых материалов стремится к нулю. Ведь вам по сути будет нужен только доступ к интернету и, возможно, знакомые и друзья, которые захотят учиться с вами. Я верю, что в мире уровень грамотности приблизится к 99%. В развитых странах он уже близок к этому, но в развивающихся он намного ниже. Если мы действительно достигнем этого показателя, как много это будет значить для медицины, здравоохранения, международной политики! Сама мысль о том, что все получат доступ к любым качественным образовательным материалам, означает, что мы обязательно придем к глобальной меритократии — системе, в которой на лучших должностях находятся самые талантливые люди, вне зависимости от своего материального положения, происхождения и социального статуса.

Источник: khanacademy.org

- Читайте также: Какие профи будут нужны в 2030-м?