Давид Арахамия: «Большинство людей — очень крутые идеологи, но лишь немногие воплощают идеи в жизнь»

Как играть в игру под названием «Жизнь»

«Мы часто приобретаем страхи и комплексы в юном возрасте. Почему психологи используют прием возвращения в детство? Потому что дети могут стать космонавтами, могут стать вожатыми, могут стать великими людьми. У них нет внутреннего барьера. Большинство людей — очень крутые идеологи. Но лишь немногие воплощают свои идеи в жизнь. Я понял, что мешает: некий внутренний психологический барьер. И это никак не связано с отсутствием денег, команд и прочего. Это просто банальный детский внутренний страх: а вдруг у меня не получится? И я подумал, а как же это предотвратить? Нужно просто играть», — своей теорией поделился предприниматель, основатель волонтерской платформы «Народный проект» Давид Арахамия в рамках конференции TEDxKyiv 2015.

Прототип игры

На первом этапе мы выбираем героя. Пускай это будет некий мальчик Давид, которому 12 лет. Он живет, по советским меркам, в раю. Такой себе советский Тайланд – город Гагра, где он родился. Миссия «прожить счастливую жизнь» работает. Но в игре всегда есть вводные. И вот, внезапно все, что у вас было, разрушено. Многие, кого вы знаете, убиты. Вам приходится впрыгнуть в чужой автомобиль, и в один день по щелчку пропадает все. Остается только рубашка.

Бывают такие случаи, когда миссия провалена, но это не конец игры. А просто нужно снова начать с нулевого уровня. Когда вы начинаете что-то заново, то первое, что нужно найти – новую карту. Скитаетесь по разным уголкам бывшего Советского Союза. И вот судьба забрасывает вас в город Николаев на юге Украины. Поскольку нужно получить образование, наш герой попадает в школу, криминальную школу. Первый день в ней много милиции, два старшеклассника сломали ногу физруку за то, что он им что-то не так сказал.  И только умение героя играть в футбол, что очень ценилось в криминальных кругах, позволило ему не только выйти с целыми ногами, но и окончить эту школу с золотой медалью.

DSCN0049

Герой поступает в европейский университет, заканчивает его с отличием, начинается поиск работы. Случайно на улице встречается американец, к которому наш герой подходит познакомиться, думая, что очень хорошо знает английский. На деле английский он знает плохо, но это не мешает им вместе пить пиво, а в итоге создать стартап. На данный момент этот стартап имеет около 400 человек с офисами по всему миру. Будем считать, что миссия пройдена. [contextly_sidebar id=»ST5vwzIIDbwqLhWLjvcJwaJ8whnowfao»] [contextly_sidebar id=»Ko0NFFDCXfrcCfAe9HnxhoG501w4tL96″]

Базовый уровень завершен

Теперь начинается рутинный процесс, который длится около 10 лет. Он включает в себя покупку квартиры, ремонт, брак, рождение сына и так далее. Так я играл в эту игру 10 лет. И тут снова щелчок, и Создатель говорит, что одиночная игра закончена, пора переходить в сетевую версию. Теперь вам нужна команда и миссия. Миссия была: победить злодея. Многие играли в эту игру. Злодея не уничтожили, но со своей карты изгнали. И далее предполагалось, что будет такой рост эволюционный, новая страна будет развиваться, будет бум бизнеса и технологий. Но игра заглючила. И персонаж снова оказался на распутье: либо сменить карту, либо продолжить.

Это был переломный момент в жизни. Потому что второй раз происходит практически то же самое. Даже с участием таких же зеленых человечков. Второй раз в жизни нужно доставать свою рубашку, садиться в машину и куда-то уезжать. И наш герой сначала струсил. Стал изучать визовый режим, выбирать новое место. Но, как и в любом квесте, есть подсказка. И для нашего героя подсказкой стал друг, которому он рассказывал о планах переезда. Он спросил: «Ты уедешь, будешь жить где-нибудь в хорошем месте. Но все твои друзья и родственники останутся здесь. Не будет ли такой ситуации, что, засыпая каждый день, ты будешь думать, что могло бы быть иначе?». И было принято компромиссное решение: я сделаю все, что от меня зависит, и если я облажаюсь, то соберусь и уеду.

DSCN0046

Дальше игра пошла по накатанной. Первым заданием было определиться с выбором стороны. Город разделился напополам, и все боялись вслух высказать свою позицию. Наш персонаж заказал тысячу украинских флажков для автомобилей и написал в Facebook пост: «Ребята, кто не боится прицепить флажок на машину и ездить, вот телефон и адрес офиса». По-моему, этого ждал весь город. За два дня по городу ездила тысяча машин с флагами, еще двое бизнесменов повторили мое действие. Еще через два дня мы заказали большие флаги и развесили по городу. И в конечном итоге уже не стоял вопрос о том, чей город Николаев. Потом был дополнительный уровень: избавиться от орков и не пустить их обратно. Мы расставили блок-посты по городу. И все это с бюджетом ноль. Ресурсы находятся сами.

Гражданские задания

Была у нас проблема с зоопарком. И мы нашли фотографии умирающего тигра и разместили объявление о том, что если в эти выходные жители города не придут в зоопарк и не принесут капусту, морковку, то с животными произойдет такое же, как с этим тигром. Мы рассчитывали на 500-600 человек. Пришло 10 000 человек.

Потом мы решили очистить город от мусора. Призвали людей выйти на улицу и убрать город. Акция получилась стихийной, без политиков. Никогда нельзя становиться на сторону какой-то партии. Как только мы становимся политиками, нас начинают рассматривать только через политическую призму. Затем мы собрали гуманитарную помощь и поехали к нашим ребятам к границе. Увидев то, в каком состоянии их обмундирование, мы поняли, что нужно сделать что-то, чтобы показать государству пример, и создали проект «Первый народный десантный батальон» — сайт для сбора помощи. Первые 10 000 долларов вложили сами, а потом очень быстро набрали больше. И я думал, что уровень пройден.

Но на востоке начинается АТО. И те деньги, которыми мы гордились, их оказалось ничтожно мало, особенно для войны. И мы трансформируем наш сайт в платформу, на которой любой другой волонтер может регистрироваться, предлагать проекты и собирать деньги в помощь.

Игра ускорялась, накапливалось все больше информации, так возник проект «Волонтерский десант». Президент предложил взять волонтеров, проверенных на детекторе лжи, для работы с государством. Я назвал эту миссию «Выбраться из болота» — попытаться отстроить систему изнутри, изменить стандарты, систему питания, автоматизировать систему эвакуации армии. Пока все это на уровне 20% готовности, но это уже прогресс. И все это делается для чего? Для того, чтобы нашим детям не нужно было начинать игру с нуля.

Мы в Facebook