Детские сады в Канаде — опыт, который стоит перенять украинцам

Инсайдерский взгляд украинки, живущей в Канаде

15.10.2014

В Канаде все учебные заведения делятся на два основных направления:

— государственные (public);

— и частные (private) (стоимость обучения примерно 300-400 канадских долларов в месяц).

Те, кто живут здесь дольше или имеют стабильный доход, выбирают частные заведения, считая, что в них образование качественнее, в основном из-за французского языка.

Я выбрала государственные (public) школу и садик для своих детей, потому что считаю, что равные с канадскими детьми условия, а не индивидуальный подход, помогут моим детям быстрее адаптироваться к новой стране, выучить язык, приобрести коммуникационные и лидерские навыки.

Из своего опыта первых месяцев учебы в Канаде я сделала вывод, что правильная адаптация — это самая важная часть будущей жизни, львиная часть которой должна быть направлена на работу над собой. В этом я и собралась помогать своим детям.

02

Важное наблюдение: в Канаде вся система образования построена на самостоятельности и ответственности детей. Это база для любого старта, будь то садик или университет.

Основные предметы, а вернее четыре основных направления, одинаковы в любых сферах:

1. Наука (физика, химия, география, история);

2. Математика;

3. Языки и литература, творчество;

4. Спорт.

Уже становясь старше, ребенок сам выбирает основные направления, которые ему больше нравятся и в которых он делает успехи, как правило, они потом определяют его образование и профессию.

Мой сын (4 года) пошел в АА класс, это самый стартовый уровень в школе до шестого класса. Дети младше четырех лет могут посещать частные садики.

Услуги няни в Канаде стоят дорого, обычно это где-то полноценная зарплата одного из двух родителей, то есть 50% семейного дохода. Средний класс за минимальные деньги нанимает тинейджеров, в основном соседских подростков, присмотреть за своими детьми. Детей до 12 лет по закону нельзя оставлять без присмотра.

В Торонто есть много украинских садиков и школ. Преподавание в них на английском, французский к обязательному изучению как второй язык, но продленка, перемены, праздники и прочие активности на украинском языке. В группе около 15 детей и два воспитателя. Здесь не кормят и не укладывают спать. В садик никого не пускают, родители на улице «сдают» детей до 8.50 и забирают ровно в 15.00.

04

Государственные учреждения бесплатные. За садик мы сдали добровольное пожертвование — 25 долларов (это было вообще не обязательно, но я по инерции) на покупку каких-то развивающих игр на год. Больше никаких оплат нет.

Прийти посмотреть класс можно на родительских собраниях или тематических встречах. Достаточно часто, раз в месяц или чаще, садик организовывает встречи и присылает пригласительные. Цель этих встреч — объединить родителей и детей с целью совместного досуга. Например, День пиццы или День кино, стоимость участия символическая, а развлечений, общения и подарков много.

Так, я иногда переживаю, что мало занимаюсь с детьми. Наша няня отлично развивала Илью, когда мы жили в Киеве: рисование, лепка из теста, гербарии, пазлы, много чего интересного. У меня не хватает сил на это, признаюсь честно. Рассказать одну и ту же сказку десятый раз на ночь или спеть колыбельную еще могу, а сидеть и методично заниматься просто нет сил. Поэтому эти тематические встречи мне очень нравятся, как игра в детский сад. Мы приходим с ребенком в садик, садимся на маленькие стульчики, нам дают одинаковые задания, малыш стремится где-то конкурировать, чувствует себя уверенно, потому что это его территория. Мы, родители, никогда не поддаемся, но часто именно его навык в арт-подделках сильнее. Сын это чувствует, радуется, что у него получается. Такая честная борьба важна для воспитания мальчика.

01Несколько лет назад, когда моя старшая дочь (сейчас ей 12) ходила в киевский садик, я доставала их руководство с инициативой поставить в садике он-лайн камеры за свой счет, чтобы бизнес-мамы, которые не имеют возможности проведывать или забирать детей, как я тогда, хоть одним глазком могли бы посмотреть из офиса, чем занимается чадо. Этими инициативами я перепугала весь персонал садика, включая директрису.

Мой муж вызвался быть главой родительского комитета, носился по городу, закупал необходимый инвентарь для садика — от кастрюль до занавесок, иногда за наш счет. Мы были молодые, образованные и обеспеченные, я считала, если не мы, то кто?! Остальные мамаши смотрели на нас круглыми глазами, по итогу сильно изменить подход в садике на более прогрессивный мы не смогли. Когда мы выпустились из садика, все вздохнули…

Очень круто, что в канадском садике есть специальный веб-портал, я могу видеть не только своего ребенка он-лайн, но и интересоваться статистикой: что делал, читал, какие оценки и успехи, над чем поработать.  Там же еженедельно размещают фото детей.

Мне очень нравится система безопасности в канадских садиках. Все двери открываются наружу специальными широкими кнопками-перилами, скажем, если толпа детей будет выбегать из садика, двери распахнутся от легкого нажатия на эти перила, что исключает давку или заклинивание дверей. В то же время дверь закрыта снаружи, в садик никто не сможет попасть незамеченным. Для того, чтобы попасть к директору, нужно позвонить в дверь, представиться в камеру, зайти во внутреннее помещение, где расположен кабинет деканата, дети же учатся еще за одними внутренними дверями, которые всегда закрыты. Внутри внешних и внутренних окон решетки.

Родителям выдают инструкции по личной безопасности детей, когда они не в садике. Там есть пункт, например, не подписывать одежду снаружи. Незнакомцы на улице не должны знать, как зовут вашего ребенка. Мы с мужем подписали большой пакет инструкций при поступлении в садик. Так, есть перечень взрослых, кто может забирать ребенка из садика, воспитатели с первых дней помнят всех в лицо и по имени.

Как предупреждать, если ребенок заболел, не пришел, опаздывает — нужно знать много внутренней информации, чтобы следовать процедурам. Если ребенок часто пропускает или опаздывает, домой приходит социальный работник посмотреть, поговорить, помочь, научить.

Дети социально защищены от любых ситуаций. Это правда, что, если у кого-то из соседей возникнет подозрение, что вы плохо относитесь к ребенку, будут проблемы с социальной службой.

К слову, чтобы работать в детском садике нужно два года учиться и получить диплом по уходу за детьми. Этот курс включает в себя медсестринское обучение, психологию детей, знание всех современных методик воспитания, а также, как и в 99% программах в Канаде, курс первой медицинской помощи. Работа в детском саду считается престижной и отлично оплачивается, включая все социальные льготы и будущую пенсию.

Как и в Украине, здесь детей учат любить и беречь природу, но еще и обязательным курсом преподают культуру использования экологических продуктов и их отходов (recycling). Специальные борды в садике демонстрируют, какой должен быть ланч у ребенка. Весь мусор, а также остатки еды ребенок приносит домой, в садике нет мусорных баков. Это правило. Родители должны видеть, что ребенок съел, а что нет, что он любит и как ест. В садике табу приносить орехи, арахисовое масло и любую еду, содержащую ореховый экстракт. Много деток с аллергией высокого риска.

03

Отвлекаясь от темы, скажу, что для меня было удивительным открытием, насколько дети разных рас могут отличаться физиологически. Например, у азиатов (китайцев преимущественно) есть дети с так называемым «кошачьим ртом» (cat mouth). Как кошки не могут есть теплую еду (это научный факт), так и эти дети могут обжечься еле теплой едой, поэтому их так называют. Это физиологически связано с рецепторами во рту. Так и реакция на орехи может быть неприятно непредвиденной. Я подписывала отдельную бумагу, что я понимаю, насколько это серьезно.

Мой сын вначале приходил домой с нетронутым ланчем, оказывается, он не ел, потому что не смог открыть пластмассовую крышку. Бесполезно спрашивать, неужели трудно помочь ребенку открыть крышку судка? Трудно! Это ответственность родителя дать ребенку в школу такую посуду, чтобы ему было удобно, то же касается и одежды. Воспитатели не помогают, вернее, не делают ничего вместо детей, и это принципиальный подход к воспитанию детей. Мне это нравится, за первый месяц мой сын научился снимать куртку без выворачивания рукавов, одевать самостоятельно обувь, а, главное, есть ложкой суп. Мне важно, что ему это нравится и он теперь стремится научиться делать все сам с большим желанием.

Закругляясь с темой садиков в Канаде, мне очень нравится эта система образования, она продумана до мелочей. Моя жизнь стала легче, по утрам у меня нет стресса по поводу сбора двух детей в школу и садик. Мой сын обожает свой садик, у него сформирован первый круг друзей и интересов. Это большое счастье иметь надежный садик, который развивает вашего ребенка, видеть, как ребенок становится самостоятельным и ответственным, и я очень ценю эту помощь.

Надеюсь, сегодняшние изменения в Украине создадут более благоприятные условия для реконструкции системы дошкольного образования и наши украинские детки тоже смогут получать необходимые в жизни навыки от добрых, профессиональных и замотивированных воспитателей. Очень хочется верить.