Дух исследований: Как детскую мистику направить в научное русло

Успешный коучинг на примере Кровавой Мэри

22.03.2017

Недавно от сына, девятилетнего Макса, я узнала мегановость – дети в школе на перерыве вызывают духов. В частности, духа Чарли и Кровавой Мэри. И они, разумеется, приходят!

Как вызвать духа? Очень просто. Кладете два карандаша, один перпендикулярно на другой, и чертите двухфакторную матрицу с выборами ответов – «да», «нет», «может быть», «позже». Задаете вопрос, и дух указывает на квадрант с ответом посредством перемещения карандаша. Кто такой Чарли? О, стать духом непросто. Нужно учиться на двойки (!) и умереть в 40 лет (я, разумеется, уверила сына, что в 40 лет жизнь только начинается).

Группа родителей в Viber практически взорвалась от сообщений, узнав о новом увлечении детей — виртуальная реальность стала явью в картинке их мира, духи захватили их воображение, некоторые девочки боялись и не могли уснуть вечером. Что делать в этой ситуации? Как работать с идеями, которые стали реальностью в картине мира ребенка? Где грань ответственности родителя: самому провести беседу с ребенком или обращаться к психологу, и когда это необходимо? Что сработает для решения в этой ситуации?

Снять ограничения

Безусловно, в восприятии истории про духов работает теория фреймов и стыковки картинок мира разных людей. Ведь для меня «Кровавая Мэри» – это напиток, а духов нет, хотя я вызывала их лет в 11, и они, кстати, тоже приходили.

Сейчас я взрослый рациональный человек. Ригидность мышления, фрейминг, уверенность, что ты знаешь ответы практически на все вопросы, и это абсолютно незыблемо  – опасный феномен, когда возможности восприятия будто законсервированы навсегда в нескольких нехитрых парадигмах. Какая методика сработает? Грамотный коучинг! Важно начать с формулировки цели сессии для себя. Например, разобраться вместе с ребенком в ситуации и дать ему возможность прийти к решению самостоятельно, а не по-быстрому закрыть вопрос и заняться подготовкой отчета по работе. Далее – этап исследования реальности согласно модели GROW, прояснение ситуации, то есть инструменты расширения так называемого «туннельного» видения ситуации и «растворения» барьеров и ограничений. А вот что точно «закроет» и блокирует возможности решения – раздача безапелляционных директивных указаний и запретов, а также отрицание и обесценивание ситуации: «Это все ерунда, никаких духов нет».

Счастливый финал

Как был решен кейс? После прояснения объективных фактов я спросила: «А что ты думаешь про духа Чарли?». Макс ответил: «Мама, я не вижу в этом логики. Карандаши могут двигаться из-за гравитации». Спасибо создателям серии обучающих фильмов ВВС, которые Макс обожает!

«Да, вы ведь вместе наклоняетесь над карандашами, это создает колебания воздуха, и карандаши могут двигаться чтобы «удержать равновесие», — продолжила я. Таким образом задача из сферы мистической бесконтрольности была переведена в когнитивный пласт исследования.

«Мама, — сказал мой ребенок, — я организовал группу детей, тех, кто отговаривает верить в духа Чарли, и стал ее лидером».

Прошла неделя. Доминантный очаг возбуждения в мозгах детей на тему духов пока закрылся сам собой, тема исчерпала себя естественным образом. Что будет следующим вызовом? Какое «окно возможности» открывает для нас, родителей, эта и подобные ей ситуации? Возможность открыть мир в его яркости и безграничности  – вместе со своим ребенком. Может быть, самому стать ребенком на некоторое время, что и даст возможность перейти в мета-позицию и в позицию взрослого. Расширить собственную картину мира, исследовать собственные фреймы восприятия — и быть в контакте с собственным ребенком!

— Читайте также: 3 наглядных кейса фасилитации в семье