Эко-френдли: как компании в Украине пытаются приобщить покупателей к переработке отходов

Тренд на безотходное производство и запуск эко-инициатив — это в первую очередь требование клиентов к компаниям

Весь мир стремится снизить количество отходов или хотя бы улучшить их переработку — сортировочные станции, концепция zero-waste (движение, главная цель которого насколько возможно уменьшить количество отходов, — WoMo.ua), sustainable-бренды (компании, которые фактически заботятся о влиянии их производства и продуктов на экологию, — WoMo.ua). Всё это направлено на то, чтобы спасти экологию, которая уже немало пострадала от рук человека. О проблемах впервые заговорили еще в середине прошлого века, но по-настоящему озаботились ими лишь к началу 21-го. 

Для понимания: 1,3 миллиарда тонн твердых отходов производят ежегодно городские жители и лишь минимум из этого перерабатывается, говорят в ООН. 

Загрязненные пластиком моря и океаны уже не могут давать в полном объеме все свои богатства, которыми люди пользовались раньше. Связанные с этим ежегодные экономические потери составляют 2,5 миллиарда долларов. Эмиссии парниковых газов, источником которых является пластик, включая сжигание пластиковых отходов, к середине 21-го века будет составлять 17% общего объема выбросов СО2.

Черепахи, запутавшиеся в разорванных пластиковых пакетах. Мертвые киты с желудками, полными отходов. Миллиарды пластиковых гранул, которые волны выносят на пляжи. И это не самое страшное. Ущерб от использования пластика гораздо серьезнее: речь идет об изменении климата, потере биоразнообразия и загрязнении.

Например, более 20 лет назад британская нефтегазовая компания “British Petroleum” запустила рекламную кампанию с призывом искать альтернативы топливу, из-за использования которого в атмосфере накапливается CO2. Компания добавила на свой сайт калькулятор углеродного следа: каждый водитель может рассчитать, сколько CO2 из-за него попадает в атмосферу и как это можно компенсировать. Шведская финтех-компания Doconomy пошла дальше: она предлагает кредитные карты для компенсации CO2. После каждой покупки, в зависимости от количества углерода, с карты списывают сумму на компенсацию ущерба экологии. 

В Украине ежегодно выбрасывают до 400 млн тонн мусора, из которых, по разным оценкам, перерабатывают всего 3-6%. По данным Госстата, на свалках накоплено 12,44 миллиарда тонн отходов. Половина из них – органика, а вот остальное – металл, бумага, стекло и пластик, и лишь 20% этих отходов можно переработать.

Тренды осознанного потребления и принципы корпоративного постоянства только набирают обороты, но в коммьюнити sustainable-предпринимателей уже  входят более 150 украинских предпринимателей и бизнесов, а также крупные сети — такие, как “Сильпо”, METRO, «Новая почта». Также в этом году сортировку отходов в большинстве заведений ввели McDonald’s и супермаркет NOVUS. 

«Верни пустую тару»: как компания DeLaMark борется с отходами

DeLaMark («Де Ла Марк»)  – украинский производитель бытовой химии и косметических средств, который в 2017 году запустил  кампанию “Верни пустую тару”: покупателям предлагали вернуть пустые бутылочки из-под продукции в обмен на скидку на следующий заказ. В 2018 году компания стала сотрудничать с “Укрпочтой”, и инициатива распространилась на другие города Украины. Кроме того, выяснилось, что  некоторые магазины, которые продают продукцию компании, стали неофициальными партнерами и сами собирают упаковку, чтобы вернуть ее на переработку.

“Мы стараемся использовать двигатели, которые потребляют наименьшее количество электроэнергии, стараемся вторично использовать воду. Словом, мы смогли задействовать всевозможные инструменты, которые минимизируют отходы во всем цикле. Однако мы пошли дальше и решили повлиять на потребителей, чтобы они тоже участвовали в этой цепочке закрытого цикла. Так появился проект “Верни пустую тару”, когда покупатели после использования наших средств могут вернуть нам пустую тару, а мы её забираем и отдаем на вторичную переработку компании “Веолия”, с которой мы заключили договор”, — рассказал СЕО компании Алексей Вереникин.

Он объяснил, что компания использует лишь полиэтилен низкого давления (ПНД) — материал, который поддаётся вторичной переработке. Каждая сданная тара приносит покупателю скидку в 5 гривен.

“Помимо наших бутылочек наши покупатели подкладывали и другие тары, мы их, конечно, принимали, но говорили, что не можем полностью всё сортировать. Мы сейчас с проектом «Батарейки, сдавайтесь!» запустили инициативу и теперь от клиентов забираем ещё и батарейки”, — добавил СЕО компании.

Жителям Киева предлагают отдать пустую тару курьеру компании во время получения заказа: при оформлении заказа нужно указать количество единиц использованной тары. Также можно отдать тару при самовывозе или на выставках Made in Ukraine, “Всі свої”, “ЭкоЭкспо”. Там будет установлен мобильный бокс для сбора тары. Жители других городов Украины могут сдать на переработку тару в местные пункты приема вторсырья или отправить тару по “Укрпочте”, “Новой почте”. Если сумма онлайн-заказа продукции составила выше 1000 гривен, то компания возместит стоимость отправки. 

Arka Flower Shop: даёт авоську, в которую можно сложить упаковку для переработки

Вам когда-нибудь приходилось получать вместе с букетом авоську, куда можно складывать остатки и другой материал от букета, который можно переработать? Недавно цветочный магазин Аrka Flower Shop запустил такую инициативу. Основательница компании Карина Хилинская говорит, что впоследствии они хотели бы меньше использовать упаковку.

“К примеру, паковать букеты в бумажный материал или добавлять только ленту для цветов. Конечно, мы учитываем пожелания клиента и порой используем пластиковый материал, но если мы использовали пластик, то затем забираем его и передаем на переработку – это наш способ поддерживать комфортный баланс для обеих сторон. Я верю в силу маленьких шагов и уверена, что именно они являются движущей силой любого прогресса. Все могут в соответствии со своими возможностями организовывать инициативы, которые помогут улучшить экологию”, — считает она.

По её словам, пока “эко-авоськой” пользуются немного клиентов, поскольку не все ещё поняли механику. Хилинская считает, что пик активности инициативы начнётся через пару месяцев.

Сейчас вопрос экологии стоит очень остро, а бренды могут привлекать к переработке отходов свою аудиторию и рассказывать, как можно заботиться об окружающей среде. 

“На момент запуска нашего проекта мы уже не были новичками в теме переработки, поэтому реализовывать его было несложно. Я уже давно сортирую мусор дома и передаю партнерам, которые закрывают все вопросы утилизации и переработки. Несколько позже я привлекла работников и мы вместе поддерживаем сортировку в нашем рабочем пространстве. Когда почувствовала, что у меня достаточно опыта — приняла решение о масштабировании и помощи нашим клиентам”, — рассказала основательница Аrka Flower Shoр Карина Хилинская.

Она советует компаниям изучить целевую аудиторию и придумать идею, которая заинтересует именно её. 

 

«Китайский привет»: пластик в океане это страшно

В 2020 году киевские рестораторы, основатели китайского, вьетнамского и тайского «Приветов» решили украсить ресторан пластиком и мусорными пакетами. Интерьер задекорировали старыми мягкими игрушками, которые позже отдали в детские дома. Отходы же отправили на станцию переработки “Украина без мусора”. 

Рестораторы пояснили, что на все праздники рестораны и магазины тратят сотни тысяч на бессмысленный декор, который через неделю все равно выкинут: 

«Видели когда-нибудь рестораны, украшенные мусором? Вот и я не видел. Мы решили, что призраки и скелеты — это не страшно, а пластик в океане — страшно. Подло воспользовавшись праздником, мы решили напомнить друг другу о реально скверных явлениях, которые окружают нас каждый день. И напомнить, что в меру своих возможностей каждый может на них влиять», — рассказал один из основателей Миша Кацурин.

В этом году заведения обнесли строительным забором, чтобы привлечь общественность к проблеме хаотичной застройки в Киеве, когда старые архитектурные здания сносят ради строительства новых торговых центров.

 

Zero-waste — это, скорее, запрос потребителя, чем бизнеса

Тренд на безотходное производство и запуск эко-инициатив, разумеется, возник не только из-за ценностей предпринимателей, но и из-за выгоды — многие потребители сейчас требуют, чтобы производство или продукция были эко-френдли. 

“Я много сотрудничаю с разными международными организациями и как такового тренда на устойчивость нет. Просто есть ещё один способ, которым можно обеспечить жизнестойкость бизнеса в долгосрочной перспективе”, — считает экспертка по устойчивому развитию Клавдия Шевелюк.

По словам основательницы проекта Made in Ukraine Юлии Савостиной, сейчас безотходный бизнес это вопрос конкуренции и выживания на рынке.

“У потребителя есть запрос покупать меньше, лучше, у своих производителей. У потребителя есть запрос быть экологичнее в широком понимании. У бизнеса зачастую такого запроса нет, но иногда есть такие ценности. Это если говорить об Украине. Поэтому бизнесы вынуждены реагировать на запрос потребителя и подстраиваться. Вопрос в том, делают они это честно или нет”, — говорит она.

Многие производители сейчас пытаются затесаться в ряды “устойчивых” или                         “дружественных к природе” используют “зеленые” цветовые решения, пытаются              “очеловечить” бренд, утверждая, что поставки предоставляют фермеры, или спекулируют словами “эко”. Противостоять такому просто — включать критическое мышление и минимальную любознательность, поскольку компания, которая действительно пытается быть “эко-френдли”, зачастую сама рассказывает о своём производстве на сайте компании или в соцсетях. 

При том, что переработка отходов становится уже данью, далеко не все украинские бизнесы стремятся внедрять такие инициативы. В частности, из-за затрат. Даже если компания включает в стоимость товара цену переработки — она практические не получает прибыли за это. 

Напомним, что в Украине до сих пор нет ни одного предприятия по переработке мусора, поэтому компаниям приходится транспортировать отходы в другие страны. Один из перерабатывающих заводов сейчас строится во Львове  — правда, построен будет лишь через два года. Строительство ещё одного завода ведётся в Житомире — его планируют сдать в эксплуатацию уже в марте 2022 года. 

Автор: Ярослава Жуковская