Говорить, как на родном: как в Украине вырастить ребенка носителем английского языка

Изучение языка естественный процесс, если начинать в детском возрасте и соблюдать простые правила

Джессика Декстер, основатель школы английского языка JD School

Существует два полярных мнения о том, когда нужно начинать учить иностранный язык. «Еще с пеленок», — утверждают одни. «Вырастет – выучит сам», — твердят другие. Но можно уйти в сторону от этих дискуссий и посмотреть на этот вопрос немного шире: как учить ребенка иностранному языку так, чтобы он его знал, как родной? И когда стоит начинать это делать?

Я – американка, и мой родной язык – английский. Но я уже давно живу в Украине, успешно обучаю английскому детей, интересуюсь исследованиями на эту тему и хочу поделиться своими мыслями.

Во-первых, для чего вообще изучать английский язык? Мой ответ прост – это двери в мир. Огромнейший массив обучающей информации доступен только на английском языке. Новейшие научные разработки появляются в первую очередь на английском языке. Имея доступ ко всему этому, ваш ребенок уже к моменту окончания школы сможет иметь преимущество на мировом рынке труда. Который становится все более конкурентным. Я уже не говорю о том, что хорошее знание английского даст ему реальный шанс обучаться в лучших университетах мира. И о том, что хорошее знание английского языка дает +30% к зарплате.

Но когда стоит начинать учить английский? Чтобы ответить на этот вопрос, задайте себе другой – а когда вы начали учить свой родной язык? И как? Лучше всего мы овладеваем тем языком, на котором говорят наши родители и который мы слышим вокруг. Но изучаем ли мы его так, как изучают иностранный язык в школе? Сидя за партой и зазубривая буквы и слова, которые нам не понятны? Нет, конечно! Мы учим свой родной язык естественно, просто слушая, что говорят окружающие и пытаясь это повторить.

Так почему мы не можем точно так же учить и иностранный язык? Исследования Американского лингвистического сообщества утверждают, что выучить язык в раннем возрасте ребенку гораздо легче, чем во взрослом. А исследования Кембриджского университета показывают, что возрастная потеря способности учить язык и говорить на нем начинается у некоторых людей в возрасте 6 лет. Так почему не воспользоваться этим и не начать обучение ребенка английскому тогда, когда он способен впитывать знания как губка?

Считается, что носителем какого-то языка может стать только человек, у которого отец или мать являются его носителями. Но что, если ребенку можно создать такие условия, в которых он сам станет носителем этого языка. Да, это будет его второстепенный язык, но он сможет ним овладеть фактически на уровне носителя. Даже если его родители вообще на нем не говорят.

Мой преподавательский опыт утверждает, что это возможно. Но при этом во время процесса обучения должны соблюдаться ряд правил.

Носитель языка должен присутствовать в жизни ребенка

Это может быть не обязательно родитель или родственник, это может быть и преподаватель, которого вы выберете. Важно, чтобы этот человек имел грамотную, насыщенную идиомами речь. Только слыша речь человека, для которого она является родной, человека с большим словарным запасом, можно проникнуться и овладеть языком.

Обучение через игру

Детям, особенно маленьким, нужно играть. Для них игра – это всё. Поэтому и обучение их английскому языку должно происходить через игру. Например, ребенок любит машинки. И мы разговариваем с ним об этом – считаем, сколько машинок, каких они цветов, как они едут. Очень важно, чтобы между ребенком и носителем установилась хорошая дружба, важно, чтобы ребенку нравилось играть с этим человеком. И тогда дети проникаются доверием к учителю, открываются и начинают за ним повторять. 

Чтение — обязательно

Вы замечали, что у людей, которые много читают, более сочная, богатая речь? Я верю, что для успеха в будущем ребенок должен иметь любовь к книге и чтению. А еще книга – наш чудесный помощник в изучении языка. Пока малыш не умеет читать сам, мы можем с ним рассматривать картинки, объяснять, что на них изображено, давать потрогать. При этом ребенок задействует все органы чувств, что помогает ему легче воспринимать и усваивать информацию.

Учитывать интересы ребенка

Например, у вас девочка, которая любит пони и принцесс. А для ее обучения английскому используются комиксы о Человеке-Пауке. Такое обучение не будет эффективным, ведь не учитываются интересы ребенка. Поэтому любые обучающие материалы — будь то книги или мультики, должны быть обязательно подобраны индивидуально, в рамках интереса конкретного ребенка. И тогда ребенок сможет легко обучаться, играя, и час, и два, и три часа подряд. 

Подстраиваться под ритм жизни ребенка

Ребенок сейчас хочет попрыгать, а его пытаются усадить с книгой, чтобы показывать, где у котика глазки? Не выйдет. Важно чувствовать, на что настроен ребенок, какой у него уровень энергии в определенный момент времени, и от этого строить процесс обучения. Например, вот сейчас мы сидим с пластилином и что-то лепим, через 20 минут одеваемся и идем на улицу гулять. А потом что-то готовим на кухне, а еще через полчаса рассматриваем картинки в книге. И все это, конечно, сопровождается общением на английском. Таким образом, естественно встраиваясь в режим дня ребенка, можно достичь хороших результатов в обучении.

Никогда не сдаваться

Этот пункт очень важен. Темпераменты у всех детей очень разные. Есть те, кто хорошо идет на контакт, есть те, кто может устраивать истерики по любому поводу. Если ребенку, например, три года, то он уже прекрасно понимает и неплохо говорит на родном языке. И его реакция на человека, говорящего на непонятном ему языке, может быть негативной. Но это не повод считать, что ребенок необучаем и что занятия нужно отменить. Это повод для мягкой настойчивости. По моему опыту, какой бы сложный ни был ребенок, максимум через три месяца все налаживается. А чаще намного раньше. Ребенок понемногу начинает понимать английский и ему становится легче и интереснее. У меня была история, когда родители попросили дать ребенку другого преподавателя, так как тот, который занимался с ребенком, не сходился с ним. Я попросила дать мне две недели и, если ничего не изменится, пообещала подобрать другого носителя. Но уже через неделю мама малыша была довольна – ребенок начал слушать, все наладилось и прогресс в обучении пошел.

Постоянное развитие 

Сегодня ребенок выучил два слова, а завтра уже говорит предложениями. Чем дольше происходит обучение – тем больше прогресс в его овладении английским языком. А значит занятия должны все больше усложняться. Носитель, который занимается с ребенком, должен постоянно быть в развитии, заниматься самообучением. Он должен расти. Разучивать песни и петь вместе с детьми, научиться рисовать, знать и рассказывать сказки, играть в новые игры. Это поможет сделать обучение более разнообразным и достичь прогресса в изучении иностранного языка.

Изучение английского – это тяжкий титанический труд, если делать это во взрослом возрасте и есть только полгода, чтобы подготовиться к экзамену IELTS для поступления в американский университет. Но это естественный процесс, если начинать в детском возрасте и соблюдать простые правила. И тогда можно вырастить носителя, впитавшего в себя ценности и богатство английского языка.