Haters gonna hate: Почему выбор государственного вуза в нашей стране – не всегда удачное решение

Виктория Гнап дает два совета родителям и будущим студентам про выбор и знания

19.10.2017

Каждый человек, у которого есть не по дням, а по часам растущий ребенок, очень быстро сталкивается с непростой ситуацией – помочь отпрыску выбрать будущую профессию. В качестве мостика к этому – вуз, в котором вчерашний школьник будет набираться знаний, приращивать навыки и овладевать профессией. Для меня, как для мамы абитуриента в перспективе двух лет, это очень чувствительная тема. А как профессионал, занимающийся обучением внутри компании и как руководитель внешнего обучающего проекта Высшая Школа Media & Production, я каждый день убеждаюсь в том, что, к сожалению, в нашей стране высшее образование – это скорее, весело проведенное время, приятные одногруппники и воспоминания на всю жизнь, а никак не великолепные знания, лекции, от которых захватывает дух, и информация, которую нельзя найти в интернете.

Исходя из опыта своей работы, я могу делать некоторые обобщения и кое-что посоветовать как абитуриентам, так и их родителям (которые, надеюсь, помогают детям с выбором будущей профессии не с позиции «Главное − высшее образование, а дальше разберется»).

Совет 1. Про выбор

Вам очень повезло, если ваш подросток с самого первого дня школы знал, кем станет, увлекался опытами, в последствии демонстрировал великолепные результаты на уроках химии, и как апофеоз – занял призовое место на всеукраинской олимпиаде по все той же никому непонятной химии. Его путь определен и очень четок.

Большинство же старших школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» растерянно пожимает плечами и с надеждой смотрит в сторону родителей. По моему опыту, порядка 70% студентов нашей школы на собеседовании говорят, что имеют образование юриста/экономиста/маркетолога/политолога/другое просто потому, что за них сделали выбор родители. Сегодня, согласно исследованию GFK Ukraine по заказу Министерства молодежи и спорта Украины, только 50% молодых людей работают по специальности, а остальная половина – все еще в поиске себя. При этом они потратили минимум пять лет на то, чтобы получить нелюбимую профессию.

Лучшее, что мы как родители можем сделать, – это дать возможность детям попробовать себя в разных профессиях и самостоятельно определиться с выбором, чтобы потом не было бесцельно потраченных лет (у детей) и сожаления по поводу неправильно инвестированных средств (у родителей).  К счастью, сегодня для этого есть очень много способов – от небольших тренинговых профориентационных программ до детских МBА школ и масштабных фестивалей, спикерами на которых выступают эксперты своего дела – представители разнообразных профессий. А еще нужно слушать футурологов и читать все, что касается основных трендов будущего. Например, знаете ли вы, что порядка 35% профессий к 2030 году вовсе исчезнут (например, бухгалтер, корректор, турагент, штурман, сисадмин, а еще переводчик), а новые появятся (куратор коллективного творчества, тьютор по эстетическому развитию, science-художник). Интересно, знают ли об этом те, кто формирует госзаказ на молодых специалистов? И те, кто отвечают за программы, чему в вузах учить новеньких?

Недавно созданное агентство по обеспечению качества высшего образования включает в себя академиков и членов-корреспондентов наук, заслуженных работников образования, заслуженных деятелей науки и техники и одного представителя работодателя – из металлургического комплекса. Забавно, не так ли? Сколько из этих людей знают, какие специалисты нужно бизнесу сегодня? А завтра?

Было бы правильно, если бы состоялся трехсторонний диалог между представителями вузов, Министерством образования и представителями работодателей всех сфер деятельности (а не только металлургического комплекса) на предмет того, кто совсем скоро понадобится работодателям и что уже сегодня нужно менять в сфере высшего образования. А пока компании справляются своими силами, придумывают программы по привлечению талантливой молодежи и инвестируют свой ресурс в свое же будущее.

Совет 2. Про знания

Что вы знаете о сроке полураспада знаний и компетенций? Эта информация однажды перевернула мое представление о том, как должен проходить процесс получения знаний и формирования компетенций. Американцы, любители рейтингов, исследований и прочей статистики, ввели специальный термин – «период полураспада компетенции», который означает период после окончания обучения, в течение которого полученные знания устаревают на 50%. Понятно, что и этот период изменяется быстрыми темпами. В XVIII веке устаревание 50% знаний происходило на протяжении 10 поколений. В середине прошлого века период полураспада составлял в среднем 12 лет, в 70-е годы ХХ столетия – уже 5 лет. Догадываетесь, что происходит в настоящее время? Как говорят специалисты, в динамичных отраслях знаний и жизни обновление знаний происходит менее чем за три года, период полураспада компетенций соответственно – 1,5 года. И еще один очень забавный факт: по существующим оценкам, к настоящему времени во всем мире опубликовано около 50 млн научных статей, причем большая часть из них — за последние 15 лет. Если скорость приращения научных знаний не изменится, за следующие 15 лет человечество узнает в несколько раз больше, чем узнало со времен изобретения огня и до сегодня. А знаете ли вы, как часто меняются учебные планы в наших вузах?

Именно поэтому альтернативные способы получения профессии все более и более популярны среди молодых людей сегодня. У нас есть студенты, которые, отучившись на бакалаврате в институте журналистики, выбирают 4-месячное обучение вместо дорогостоящей и часто бесполезной магистратуры в том же вузе, где о диджитале им прямо на лекции читают статьи из Википедии. Корпоративные университеты при компаниях – это шаг навстречу современным знаниям и качественному овладению профессией. Выбирая такой учебно-образовательный путь, они не только получают теорию, но и отрабатывают практические навыки.

Сегодня мы живем во время, когда непозволительно тратить его на то, чтобы получать никому ненужные устаревшие знания в наших государственных вузах. Необходимо искать гибкие, быстрые и зачастую более экономичные варианты для того, чтобы в будущем наши дети стали востребованными специалистами.

— Читайте также: Culinary Case: Возрождение профобразования на одном примере