Финансовые игры для тех, кому от 9 до 11

Закрепляем теоретические знания и приобретаем практические навыки

15.07.2014

Мы уже изучили основы финансовой грамотности для детей в возрасте 9-11 лет и разобрались в том, какие понятия о деньгах должны иметь дети. Самое время перейти к закреплению тории и формированию практических навыков.

В этом возрасте дети резко взрослеют, самовыражаются и выбирают хобби и новых друзей, начинают чувствовать себя частью общества и сравнивают себя с другими. Типичные фразы этого возраста: «Я купил жвачку, конфеты, журнал и денег не осталось», «Я одолжил, так как мне не хватило на булочку», «Он меня попросил, и я дал ему денег / купил ему…».

Игры этого этапа учат:

  1. Тратить деньги максимально эффективно. Учим определять, чего реально хочется, и сопоставлять потребности с финансовыми возможностями, а также считать сдачу и сравнивать цены.
  2. Тратить деньги. Просто тратить, если это действительно нужно, а не жадничать. Объясняем, что деньги – для того чтобы их тратить, удовлетворяя свои желания и потребности.
  3. Планировать расходы в долговременной перспективе, длительностью от одного месяца. Учим вести личный бюджет, объясняем его значение в общем семейном бюджете.
  4. Ответственно относиться к финансовым отношениям: одолжил – а подумал ли как следует? Объясняем, что у всех есть свои финансовые планы, и одалживать можно, только если это действительно очень сильно нужно и только если ты уверен, что отдашь в срок; и что возвращать – обязательно.
  5. Проявлять инициативу и предприимчивость. Помогаем развивать предпринимательское мышление.
  6. Стремиться познавать мир финансов, интересоваться новыми понятиями и технологиями, понимать различные виды и способы оплаты. Знакомим с практикой оплаты карточками, электронными деньгами, с квитанциями, а также приучаем к терминологии.
  7. Строить деловые отношения. Учим договариваться и быть внимательным к интересам других людей.

 Практика «Сколько стоит тарелка борща»

Цель: научить планировать расходы и эффективно тратить.

Необходимые материалы: рецепт борща, бумага, ручка.

Количество участников: 1–30.

Суть игры:

Сначала найдите рецепт приготовления борща на 4 порции. Например, можно использовать этот рецепт:

  • Говядина, 150 г
  • Лук, 0,5 шт.
  • Морковь, 1 шт.
  • Свекла, 1 шт.
  • Картофель, 3 шт.
  • Капуста, 300 г
  • Растительное масло, 2 ст. л.
  • Соль, 1 ст. л.
  • Перец горошком, 1–2 шт.
  • Лавровый лист, 1 шт.
  • Чеснок, 2 зубка
  • Сметана, 4 ст. л.

Теперь лучше всего сходить вместе в магазин, взвесить каждый продукт и высчитать стоимость ингредиентов. Мы проводим эту практику со всеми группами детей, приходящих к нам на занятия, и большинство из них признавались, что благодаря этой игре впервые осознанно смотрели на ценники.

Если выйти в магазин не получается, можно воспользоваться «подсказками» интернет-магазинов.

Теперь посчитайте вместе, сколько стоит для семьи весь приготовленный борщ. А каждая тарелка в отдельности? А если сравнить с ценами в кафе и ресторанах?

Затем спросите у ребенка: что мы с тобой еще не посчитали?

Подведите его к пониманию, что учитывать также нужно:

  • стоимость воды;
  • расход газа или электроэнергии;
  • износ посуды;
  • и, конечно, мамин труд!

Объясните, почему в ресторане борщ стоит дороже. К продуктам добавляются:

  • расходы на помещение;
  • расходы на газ и свет;
  • зарплаты людей;
  • прибыль собственника бизнеса.

Игра «В гостях у сказки»

Цель: вовлечь в мир финансов.

Суть игры:

Определить, какими монетами расплачиваются герои.

Эре Малыш и Карлсон
Пистоль Три мушкетера
Грош Тим Талер или Проданный смех
Пиастр Остров сокровищ
Динар Али-Баба и сорок разбойников
Фертинг Незнайка на Луне

 

 

 
 

Игра «Что купить вместо 1 литра молока»

Цель: научить эффективно планировать и тратить.

Необходимые материалы: бумага, ручка.

Количество участников: 1–30.

Суть игры:

Задание: составить как можно больший список того, что можно приобрести на сумму, равную стоимости 1 литра молока.

Если детей несколько, список составляет каждая пара или команда. Через 5 минут команды должны представить свои работы. За каждую покупку – 1 балл.

Если в списке есть вещи, которые невозможно купить на указанную сумму, нужно их вычеркнуть.

А теперь вопрос: что из своего списка вы бы приобрели, если бы имели эту сумму в месяц? То есть представьте, что у вас есть только эта сумма и вы должны выбрать всего одну покупку.

Почему именно этот товар? (Подвести к тому, что мы выбираем то, что нам в этот момент кажется наиболее необходимым.)

Теперь представьте, что вы приходите за этой вещью в магазин. В нем вы находите полку с нужным вам товаром. Но этого товара – десяток видов, и они стоят приблизительно одинаково. Скажите мне через минуту, по какому принципу вы будете выбирать товар? Время пошло.

Вам нужно вывести ребенка на ответы:

  • объем;
  • производитель;
  • срок годности;
  • ингредиенты;
  • дополнительные свойства;
  • стоимость.

Подведите итог: «Итак, мы совместными усилиями пришли к выводу, что покупать нужно наиболее необходимые и качественные вещи по оптимальной стоимости».

 Игра «Серфинг»

Цель: научить познавать новые экономические и финансовые понятия.

Суть игры:

Предложите ребенку или нескольким детям на время искать в Интернете значение слов. Главное – не читать формулировку с экрана, а пересказывать ее по памяти. За правильные ответы – баллы.

  • Вопрос 1: Какова история слов: монета, рубль, копейка?
  • Правильный ответ:
    • Монета – «советница» в переводе с латинского языка, «золотая лепешечка», возникла в VII веке до нашей эры.
    • Рубль – слитки серебра рубили в XIII веке на куски.
    • Копейка – на Руси в XVII веке на монете из серебра стали чеканить всадника с копьем.
    • Вопрос 2: Каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: злотый, марка, рупия, донг, шекель, юань, иена?
    • Правильный ответ:
      • Злотый – Польша
 марка – Германия
 рупия – Индия, донг – Вьетнам
 шекель – Израиль, юань – Китай, иена – Япония.
      • Вопрос 3: Какие деньги называются безналичными?
        • Правильный ответ:
        • Безналичные – это деньги граждан, хранящиеся в банках и используемые для расчетов путем изменения записей.

Игра «Я предприниматель в этом городе»

Цель: научить проявлять инициативу и предприимчивость.

Количество участников: 1–15.

Суть игры:

Во время прогулки предложите ребенку или кому-нибудь из группы повернуться несколько раз вокруг своей оси и указать пальцем на случайное место (дом, дорогу, детскую площадку).

Предложите за 5 минут придумать 5 идей, какой бизнес можно развить, если город отдаст тебе в распоряжение это место.

Когда дети готовы – обсуждаем, оцениваем идеи по 3 критериям (1 – насколько выгодно городу; 2 – насколько выгодно предпринимателю; 3 – насколько это интересная работа).

Победителя, набравшего наибольшее количество баллов, на 1 день назначаем мэром!