Как инвестор выбирает стартап

Натали Фратто, венчурный инвестор в сфере технологий, в выступлении на TED рассказала, как она выбирает стартапы, в которые готова вложить деньги. Она ищет не интеллект или харизму. Она ищет адаптивность

Изменения в технологиях идут семимильными шагами. Наш мозг доложен уметь на это реагировать. Будь-то новые условия работы, вызванные автоматизацией, изменения в геополитике или в семейных и личных отношениях. Сейчас каждый из нас, один или в коллективе, корпорации или даже правительстве, сталкивается с бо́льшими изменениями, чем когда-либо прежде в истории.

В прошлом году я познакомилась с 273 основателями стартапов. Они искали деньги для своего бизнеса. Мне надо было пообщаться с каждым и быстро понять, кто может создать что-то действительно стоящее.

Итак,  что же делает креативного стаптапера классным предпринимателем? Этот вопрос  венчурные инвесторы задают себе постоянно.

Одни готовы вкладывать деньги в того, у кого есть хорошее образование и профессиональное резюме. Учился ли этот человек в университете Лиги плюща? Работал ли в ведущей компании? Раньше уже выдвигал какую-нибудь стоящую идею? И вообще, насколько он умный?

Другие оценивают стартаперов по эмоциональному интеллекту (EQ). Хорошо ли у этого человека развиты организаторские способности? Умеет ли он эффективно продавать?

Я создала свою методику оценки потенциала стартапера.

Мне важна лишь одна специфическая черта. И это не IQ и не EQ. Мне важнее всего умение человека адаптироваться. Быстро и адекватно реагировать на перемены. На большое их количество. Для меня это определяющий критерий.

Я глубоко убеждена, что умение адаптироваться – это еще одна форма интеллекта. А наш адаптивный коэффициент, или AQ, можно измерять, тестировать и улучшать. Сейчас мир стремительно ускоряется и AQ становится все более важным для всех нас.

Так как же оценивать умение человека адаптироваться?  Я использую три приема, когда принимаю решение, инвестировать в стартап или нет.

Первый прием — ответь: «а что, если…»

Вспомните ваше последнее собеседование. Какие вопросы вам задавали? Что-то вроде: «расскажите, когда…» Так? Я же люблю задавать вопросы типа: «а что, если…»

А что, если ваш постоянный источник дохода неожиданно исчезнет?

А что, если из-за аномальной жары в ваш магазин не придет ни один покупатель? Такие вопросы заставляют мозг моделировать ситуации. Продумывать разные варианты развития событий в будущем. Прорабатывать неочевидные, но вполне возможные негативные сценарии.

Если потенциальный предприниматель способен быстро сориентироваться и ответить на эти вопросы, то у него есть шанс получить мои инвестиции.

Моделирование ситуации – это  безопасная тест-площадка для развития адаптивности. Эта практика позволяет понять, как человек в условиях ограниченной информации умеет достигать своей цели.

Второй прием – откажись от прошлого

Мне надо видеть, что человек готов отказаться от прошлого опыта, если он вдруг перестанет работать.

Те, кто способен разучиваться, смогут бросить вызов старым знаниям и проапгрейдить их при помощи новой информации. Это похоже на то, как компьютер запускает очистку диска.

Как пример, Дестин Сэндлин, который запрограммировал велосипед поворачивать налево, когда руль крутится направо. И наоборот. Он назвал его «велосипед, переворачивающий мозг». Чтобы научиться на нем ездить более-менее прилично, у него ушло почти восемь месяцев. Тот факт, что Дестин смог разучиться ездить на обычном велосипеде, говорит об удивительных способностях человека к адаптации. Это не врожденное качество. Каждый из нас может его развить, если будет настойчивым и упорным.

«Мне нужно преодолеть много трудностей на пути к самоуничижению», — последние слова в автобиографии Ганди. Часто в жизни он пытался вернуться к образу мышления новичка. Забыть то, что знал. Встать в точку ноль. Думаю, можно сказать, что у Ганди был высокий AQ.

Третий прием — исследуй все

Я ищу людей-исследователей.  В жизни и в бизнесе. Существует естественная напряженность между поиском и потреблением. И мы склонны переоценивать потребление. Вот что я имею в виду. В 2000 году один человек всеми правдами и неправдами добился встречи с Джоном Антиоко, генеральным директором Blockbuster. И предложил ему вывести Blockbuster в онлайн. Джон со смехом выгнал его из кабинета: «У меня миллионы реальных покупателей и тысячи успешных розничных магазинов. На чем мне нужно сосредоточиться, так это на деньгах».

А еще на той встрече присутствовал  Рид Гастингс, основатель Netflix. Он принял другое решение. Результат – в 2018 году доход Netflix составил $15,8 млрд, а Blockbuster обанкротился еще в 2010 году. Топ-менеджер Blockbuster был сосредоточен на своей уже успешной бизнес-модели и не видел дальше собственного носа. Поэтому его предыдущий успех стал его врагом и помешал адаптироваться к новой реальности.

Стартаперов, в которых я инвестирую, я ориентирую на постоянный поиск. Никогда не зацикливаться на успехе, а продолжать искать то, что может привести к гибели. И пути, как не погибнуть, а наоборот, вырасти.

Когда я только начала изучать адаптивность, меня больше всего вдохновило то, что ее можно развивать. Любой из нас это может. Представьте, что это мышца, которую нужно натренировать. Не отчаивайтесь, если на это уйдет время. Помните Дестина Сэндлина? Он 8 месяцев  учился ездить на том велосипеде.

Будущее уже наступило. И теперь AQ намного важнее, чем IQ и EQ.

Источник: ted.com

Мы в Facebook