Книга как инструмент инклюзии: Как научить ребенка эмпатии

30.11.2021

По данным Министерства образования и науки Украины в стране сейчас 18500 инклюзивных классов. Количество детей, которые получают инклюзивное образование, активно растет. Но это динамика количественных показателей. А вот с качественными дела обстоят, увы, не так радужно. Как добиться инклюзивного восприятия у всех участников процесса? Может ли книжный персонаж с инвалидностью научить ребенка эмпатии? Как художественная литература помогает в развитии инклюзии? Обо всем этом дальше на примере конкретных проектов и практических коммуникационых инструментов рассказала Елена  Осмоловская, писатель, директор «Издательского центра «12», автор инклюзивных книжных проектов, доцент кафедры издательского дела Киевского университета имени Бориса Гринченко

Диалог с обществом

Средства массовой информации неоднократно освещали случаи, когда родители школьников были против того, чтоб их дети учились в одном классе с детьми с инвалидностью. Мотивация сводилась в основном к тому, что дети с инвалидностью будут снижать общий уровень преподавания в классе. В основе такой ситуации лежит как отсутствие элементарного принятия, сострадания или эмпатии, так и непонимание (незнание) инклюзивной системы образования, роли ассистента учителя в инклюзивном классе.

Надежду на конструктивные изменения в вопросах инклюзивного просвещения во многом дает Национальная стратегия создания безбарьерной среды в Украине на период до 2030 года, которая была принята 14 апреля 2021 года. В сентябре 2021 года Украине началась информационная кампания «Для детей общество без барьеров». Что дают эти факты нам, каждому гражданину страны? Это свидетельствует о том, что на общегосударственном уровне обозначился запрос на успешные коммуникационные инструменты, которые бы помогали информировать общество о вкладе людей с инвалидностью в активный социальный процесс и развивали понимание и принятие персонального разнообразия.

Мы уже привыкли к утверждению, что все наши комплексы и психо –эмоциональные проблемы идут из детства. Но тогда именно дети и должны стать первостепенной целевой аудиторией инклюзивной информационной кампании. Хотя, безусловно, это процесс этот комплексный, и без разумного включения в него родителе, учителей, библиотекарей, СМИ, культурных деятелей, успеха добиться бут сложно.

Книга как инструмент инклюзии

Ребенок, который в процессе взросления не видит в книгах и других культурных продуктах персонажей, похожих на себя, растет с осознанием собственного одиночества. Книжная история о социально активном герое с инвалидностью дает понять, что многие люди в этом мире имеют свои индивидуальные особенности, но это не мешает им быть востребованными и счастливыми в личной и общественной жизни.  Книга в современном обществе уже перестала выполнять функции строгого учителя и воспитателя и приобрела другие функции: друга и коммуникатора.

Художественная литература о людях с инвалидностью (инклюзивная литература) является инструментом, который мягко и ненавязчиво поведает истории про людей, которые находятся за пределами нашего привычного понимания. Познакомившись с такими книжными историями, например, школьники не будут бояться своего товарища с ДЦП или с аутизмом, который однажды может появиться в их классе. Будут знать, что синдром Дауна или аутический спектр не заразны, а вот равнодушие и стереотипы распространяются молниеносно.

Следует понимать, что нклюзивная литература – это не отдельный жанр, а скорее практический инструмент, который помогает воспитывать и развивать толерантное отношение, принятие и понимание того, кто хоть чем-то отличается от тебя. Это своеобразный тренажер для наших душ, который мягко и бережно готовит нас к восприятию разнообразия мира.

Фундаментальный элемент инклюзии – права человека. Без понимания этой составляющей инклюзия превращается в популизм и, в конечном счете, иллюзию. Можно продублировать сотни табличек-указателей шрифтом Брайля, построить пандусы и специально оборудованные туалеты. Вот только без понимания, принятия необходимости этих шагов в обществе результата не будет.

Всеукраинский проект «Инклюзивная литература»

В 2016 году «Издательский центр «12» и БО «Право на счастье» реализовали Всеукраинский культурно-просветительский проект «Инклюзивная литература». В нем приняли участие школьники из 23 регионов Украины от 6 до 15 лет, их общее число составило 1380 детей. В проект были приглашены 8 украинских авторов, 67 волонтеров. Для этого проекта школьникам было предложено ознакомиться с произведениями современных украинских авторов на тему инклюзии, были проведены лекции-презентации с писателями и волонтерами. В ходе проекта для широкого использования был предложен термин «инклюзивная литература», который охватывает книги, которые рассказывают о персонажах с инвалидностью; о личном разнообразии; книги в доступных форматах для детей с особенными образовательными потребностями. Дети-участники ответили на несколько вопросов специально подготовленного опросника. Вопросы были направлены на исследование информационного поля участников и уровня знаний и восприятия темы инклюзии. Обнаружилось, что 88% детей раньше встречали детей с инвалидностью в своем окружении, 78% раньше никогда не читали книги, в которых были бы люди с инвалидностью, 88% хотели бы такие книги прочитать.

Следует отметить, что эти результаты были довольно прогнозированы, а вот ответ на вопрос «Хотели бы вы, чтоб с вами в классе учился ребенок с инвалидностью» привел организаторов проекта в замешательство.

45% опрошенных детей ответили, что не хотели бы. В ходе повторной обработки анкет участников, зерно понимания такой позиции было найдено. Самые маленькие участники, которых был всего 1% от общего количества опрошенных, дали ответ за все 45%. Многие из детей этой группы, отвечая на поставленный вопрос, давали в скобках объяснение, словно стесняясь своего негативного ответа. И вот среди этих объяснений было несколько основных вариантов «А как с ним играть?» и «Я не знаю что с ним делать». То есть непонимание и незнание привело к нежеланию общаться.

Анализ подобных результатов укрепил организаторов проекта в активном развитии направления инклюзивной литературы.

Книги как практический элемент инклюзии

Украинские издатели, которые вывели на наш книжный рынок переводы известных зарубежных произведений о людях с инвалидностью или определенными особенностями развития, к сожалению, не повторили в полной мере успех своих зарубежных коллег. Причинами такой ситуации могут быть и отсутствие культуры восприятия таких книг, и специфика литературных образов в чужой для украинского читателя среде, и стойкие общественные стереотипы.

Учитывая все эти факторы, направление инклюзивной литературы сконцентрировало свое внимание на инклюзивных книгах именно украинских авторов. На информационной платформе представлены украинские инклюзивные издания. Список книг постоянно пополняется. Данный ресурс был создан по запросам учителей и библиотекарей, которые интересуясь темой инклюзии, сталкивались со сложностями поиска в интернете профессиональных рекомендаций по подбору литературы. Платформа инклюзивной литературы сделала такие рекомендации доступными.

Художественная литература поможет подготовить ребенка к тому, что в его классе может появиться ученик с ДЦП в инвалидной коляске (“Зайчик-нестрибайчик та його смілива мама”, автор Оксана Драчковская, издательство “Чорні вівці”; “Дві бабуськи у незвичайній школі або скарб у візку”? автор Лариса Ніцой, издательство «Самміт-книга»; «Тридцять перший меридіан» и «Сім дорослих днів», автор Євгения Пирог, издательство «Видавничий центр «12»), а может быть  с аутизмом или синдромом Дауна («Рікі та дороги», автор Марк Ливин, издательство «Виват»; «Сонце в озері твоєму» автор Елена Осмоловская, кукольные иллюстрации Ольги Бутковской, издательство «Видавничий центр «12»). Интересная книга может помочь избавиться от многих комплексов и стереотипов («Непомітні», автор Иван Байдак, издательство «Виват»; сборники рассказов «Terra інклюзія», издательство «Видавничий центр «12»).

Книги на инклюзивную тематику помогают пояснить то, о чем порой нельзя рассказать в обычном разговоре. Инклюзивная литература – это уникальный инструмент. Но давайте не будем забывать, что даже скрипка Страдивари не звучит без виртуозного исполнителя. Так и инновационному направлению «инклюзивная литература» необходимы друзья – читатели и партнеры. В обществе назрела потребность включения инклюзивной литературы в школьную программу и в рекомендационные списки для внеклассного чтения. Эффективной является практика приглашения в школы известных людей с инвалидностью и писателей, которые пишут на тему инклюзии. Безусловно подобный процесс требует определенный уровень эмпатии не только у школьников, но и учителей. Исходя из того, что Законом Украины «Об образовании» предусмотрено повышение квалификации учителей по инклюзивной и коммуникационной компетенции, педагогическому составу целесообразно было бы активнее вносить в свои планы систематические мероприятия по повышению квалификации именно по информационному инклюзивному компоненту. В современном мире каждый, кто уважает права человека и обладает эмпатией, чувствует себя сопричастным процессу развития инклюзии. Сопричастность через книгу — это прекрасная возможность человеку в современном цифровом мире оставаться человеком.