Как освободиться от крепостного права в образовании

Какой должна быть современная образовательная система Украины

30.09.2014

Сегодня Украина переживает эпоху перемен. Постепенно изменения вплетаются во все сферы жизни, не стоит в стороне и образование. В нашем веке технологий способы получения образования, которые были эффективны 20 лет назад, уже однозначно устарели. Педагог Виктор Огневюк проанализировал недостатки образовательной системы и выделил необходимые методы и пути для ее совершенствования.

В начале 2000-х уже была попытка начать реформу школы, которая предполагала переход на 12-летнее обучение, ориентацию на изучение предметов естественно-математического и технологического направлений, без чего трудно обеспечить инновационное развитие страны.  Однако из-за отсутствия преемственности реформа не получила необходимого организационного обеспечения. К тому же ликвидация перехода к 12-летнему среднему образованию привела к сокращению учебных часов.

Довольно успешным и положительным моментом можно назвать введение внешнего независимого оценивания несколько лет назад. Хотя со временем ВНО стало рассматриваться лишь как способ борьбы со взяточничеством при поступлении в высшие учебные заведения. Помимо этого, есть масса недоработок во внедрении данной системы. Во-первых, тенденция подмены общего образования подготовкой к тестированию. Во-вторых, есть необходимость увеличить число открытых заданий, что, кстати, требует перехода к компьютерным технологиям. А ведь это, в свою очередь, обеспечит условия цифровой грамотности выпускников.

Недавно принятый Закон Украины «О высшем образовании» предполагает определенные положительные изменения в университетах, но вряд ли можно добиться высокого качества высшего образования, если дошкольное и школьное не будут усовершенствованы. Для начала необходимо изменить среду, в которой живут дети, начиная от культуры семьи и заканчивая культурой информационного пространства всего государства. Ведь на детей, их духовный мир влияют разные факторы — как семья и дом, так и внешнее окружение.

К сожалению, украинское образование больше обращено во внешний материальный мир. А ведь на первый план сегодня выходит человековедение, то есть развитие умения быть человеком, что требует коммуникативных навыков и информационной компетентности. Поэтому школьников нужно обучать не просто знаниям о природе, например, а умению гармоничного сосуществования человека и окружающей среды.

Родителям же должен быть предоставлен выбор учреждения для своего ребенка для получения начального образования. Либо это будет самостоятельное обучение с привлечением частного учителя, либо школа, либо внешкольное учреждение, либо сочетание разных способов, в зависимости от возможностей.

Краеугольной задачей является расширение наблюдательной, исследовательской и творческой работы учеников и создание соответствующих условий для этого, в том числе и обеспечением цифровыми технологиями.

Чрезмерное количество школьных предметов также не способствует качественному накоплению знаний у детей. Сегодня необходима переориентация образования с накопления знаний на выработку у ученика собственной системы ценностей. Обучение должно стать увлекательным творческим процессом. В этом контексте был бы полезен опыть многих стран, которые активно привлекают школьников к самопознанию и познанию мира. Положительным моментом является введение рабочих тетрадей в наших школах, что способствует поиску и правильному использованию информации, умению делать выводы, создавать иллюстрации.

Настало время и для трансформации классно-урочной системы. Ведь каждый ребенок — индивидуальность, у каждого свои особенности, темперамент и характер. И если не учитывать этого,  то многие дети начнут отставать от программы, а школьное образование должно стать не только интересным, но и посильным. Поэтому главными особенностями современного образования должны стать ориентация на индивидуальные возможности ученика, гибкость и открытость.

Особый упор нужно делать и на обучение студентов, которые стремятся стать педагогами, ведь им придется работать в системе «человек-человек», а это значит, что помимо своего профиля они должны знать достижения современной цивилизации, образовательное законодательство, возрастную психологию, педагогику. Кроме того, в современном быстро меняющемся мире просто необходимо владеть интерактивными и мультимедийными технологиями обучения и знать по меньшей мере один иностранный язык.

И самое главное, нужно всегда оставаться в курсе последних тенденций и инноваций и быть готовым к изменениям, ведь мир точно также меняется и не стоит на месте.