Хочу и должен: 3 подхода, как повысить мотивацию ребенка

Примеры и стимулы

14.12.2016

Случалось ли вам столкнуться с ситуацией, когда ваш ребенок не проявляет должного рвения, ответственного отношения к своим задачам или обязанностям? Или просто откровенно их саботирует? Я не имею в виду детей до 3-4 лет. В их случае это еще «карапузные» капризы. Я о детях, которые уже приближаются к подростковому возрасту и вполне осознают, что такое желания и обязанности. При этом у них уже могут явно проявляться вполне взрослые поведенческие черты: откладывать на потом, придумывать отговорки, некачественное исполнение чего-либо, спешка. Я думаю, это все происходит от отсутствия внутренней самомотивации или, проще говоря, не хотят = не делают.

Как ведут себя дети, когда что-то хотят? Сначала просят, потом требуют, потом опять просят, пытаются договариваться, когда понимают, что их прямолинейные подходы не работают. В таких случаях они очень мотивированы и настойчиво идут к своей цели. А нам, родителям, конечно, хотелось бы, чтобы с таким же энтузиазмом они относились и к учебе в школе, и ко всем дополнительным занятиям, тренировкам, домашним обязанностям, а в свободное время бежали бы книги читать.

Но мы должны понимать, что так, как у родителей в голове, никогда не будет. А будет так, как подходит именно каждому конкретному ребенку. Они очень индивидуальны, и это в них прекрасно. Кто-то действительно читает книги ночами под одеялом, кто-то черпает опыт и поведенческие навыки из мультфильмов. Но как все-таки донести детям, что они должны? Не люблю это слово и имею в виду не «должны» как стиль жизни, а как то, что жизнь невозможна без стремлений и усилий; и чем раньше это понять и проще к этому относиться, тем легче даются все достижения .

Подход №1. Личный пример

Мой 9-летний сын встает сам по утрам и идет делать зарядку. Но так было не сразу. Никто его не заставлял. Просто мы, родители, пока что самый сильный пример для них в таком возрасте, делаем ее каждое утро, еще и показательно обсуждаем, как у нас с каждым месяцем все лучше получается. Вот так он сначала просто уточнял: «Мама, сколько ты раз отжимаешься?». Потом стал сам пробовать. Потом рассказывать о своих достижениях. И тут главное подхватить, похвалить, иногда даже преувеличивая, дать почувствовать ему первые простые успехи достижений и гордость. А потом сын «втянулся», и теперь у него отжимание засчитывается, только когда раздается звоночек удара крестика на шее об пол.

Подход №2. Определить стимулы

Идете в кино, кататься на роликах, едете в отпуск, покупаете игрушки — делайте акцент, что это стоит денег. А потом выстройте логическую цепь: зарабатываешь деньги, значит умный и коммуникабельный. Умный и коммуникабельный, значит имеешь знания, умеешь работать с информацией и строить отношения с людьми. А это школа. Покажите ребенку, что школа – это не просто «обязаловка», где нужно «отстреляться» хорошими оценками, а первый этап формирования личного имиджа, статуса, тренировка коммуникаций, планирования времени и расчет собственных сил. А это, по сути, репетиция взрослых бизнес-процессов, которые в будущем определят его самопозиционирование. Оценки в данной ситуации — это как медаль для спортсмена в соревнованиях, это показатель внимания, организованности, тренированности памяти, умения уловить главное и сформировать точку зрения. И потом ее отстоять.

Как сделать так, чтобы у ребенка появилось стремление получать хорошие оценки? У нас вот, например, действует в семье такая система – (не все мои знакомые ее одобряют), но с вами поделюсь. Саше 9 лет, он учится в 4 классе. Со 2-го класса зарабатывает деньги по следующей схеме. Получает 10, 11 баллов, и мы ему платим 10 гривен за каждый балл, 9 — ничего, 8 и ниже — с него по 10 гривен за каждый балл. 12 баллов стоит 20 грн. При этом он сам сообразил и завел специальную тетрадку, назвал ее «Ценновик» и записывает туда все оценки в течении недели. По пятницам подводит итог и получает под роспись заработанные деньги.

Что это ему дает? Уже сейчас он понимает, что за четверть может заработать на приличный конструктор «Лего», у него появляется чувство уверенности и независимости. А ведя аккуратно учет, понимает, что такое документооборот, хоть и на примитивном пока уровне. И вы знаете, что он нам сказал в прошлом году, когда продлевали каникулы из-за мороза и карантина? «Эх, месяц неудачный. Надо думать как заработать еще!» А вопрос – не хочу в школу – за четыре года не поднимался ни разу! При этом, и это важно, мы сразу обсудили заранее, что такая система мотивации действует у него до пятого класса. А потом все. Хочет новый конструктор или подарок подружке? Надо включать мозг и думать!

Подход №3. Обеспечить качество жизни

Я уверена, что детям, так же как и взрослым, важно привыкнуть к определенному стилю жизни. Если он им очень нравится, то в стремлении к нему ребенок найдет идеи и способ так повернуть свою жизнь, чтобы этого достичь. Вот это и есть истинная мотивация. Показывать, пробовать и привыкать к хорошей жизни и потом делать все, чтобы себе ее обеспечить.

И это не касается ни в коем случае только денег. Это и хорошее самочувствие при правильном питании и образе жизни, и классные впечатления и эмоции при соответствующей организации досуга, и свободное распоряжение финансами при стремлении и старании их получить.

— Читайте также: Ценности и ценники: Как не вырастить из ребенка потребителя