Как развить у ребенка Денежный Интеллект

08.02.2021

Любомир Кузюткин, бизнес-брокер, сооснователь юридической компании «EXPATPRO» и детского сада «Minipolis»

Ученые давно перестали считать интеллект исключительно логико-математическим инструментом. Психологи говорят об интеллекте эмоциональном, пространственном, даже музыкальном, призывая родителей развивать в детях разные качества. Но об одном виде интеллекта с родителями говорят нечасто: об MI – Money Intelligence, Денежном Интеллекте.

Что такое Денежный Интеллект

Денежный Интеллект – это весь комплекс знаний, умений и навыков, связанных с финансами. Он включает понимание природы денег, принципов их накопления и использования. Грубо говоря, человек с развитым MI понимает, как работают деньги. Вы наверняка замечали: есть люди, которые, кажется, сумеют заработать в любой ситуации. Это люди с развитым Денежным Интеллектом.

Как отец я понимаю: ребенка нужно учить самым разным вещам. Я учу сына следить за своим здоровьем, поддерживать гигиену, уважать взрослых и, конечно, развиваю у него Денежный Интеллект (MI). Это вопрос гармоничного, всестороннего развития личности. Рано или поздно финансовый аспект становится актуальным для каждого человека, и задача родителей научить ребенка обращаться, в том числе, и с деньгами.

Почему деньги – не «взрослая» тема

У нас в обществе так принято, что деньги – это разговор для взрослых. Если дети интересуются деньгами, как правило, они слышат: «Это не твое дело». Или же родители пытаются всячески избежать упоминания финансов.

Зачастую проблема кроется в самой психологии родителей, потому что они ищут подвох в вопросе ребенка. Если сын или дочка спрашивает о деньгах, скорее всего, они сравнивают себя с кем-то из друзей. Возможно, ребенок раньше услышал, что он бедный или наоборот богатый. Со своей стороны, родители не хотят открывать информацию о деньгах, говорить, сколько они зарабатывают.

Если же они чувствуют себя финансово некомфортно, могут скрывать проблему, чтобы не пришлось оправдываться перед собой и, тем более, перед ребенком. Еще родители боятся назвать малышу конкретные цифры, чтобы эта информация не стала известна публично.

Однако дети активно познают мир, и деньги для них точно так же интересны, как и все остальное. С детьми важно разговаривать про деньги. Если взрослый покажет, что это табуированная тема, или малыш почувствует, что у родителей есть секреты, он начнет додумывать, а то и преувеличивать какие-то моменты. И самое страшное: такие действия могут сказываться не только в денежных вопросах. Они могут вызывать тревогу, например, о здоровье. То есть ребенок, с которым родители не полностью открыты, легче поддается страхам, испытывает комплексы.

Когда начинать говорить с ребенком о деньгах

Ребенок сам начнет общение по поводу финансов. Первые вопросы, которые могут возникнуть: «Мама, папа, мы бедные?» Или наоборот: «Мама, папа, мы богатые?»

Как правило, дети еще не могут оценивать богатство и бедность. Если ребенок спрашивает об уровне достатка, я бы рекомендовал объяснять это не через цифры, а через другие, более осязаемые признаки благополучия. Говорить, например, что бедные – это те, у кого нет одежды, нечего есть. А у ребенка есть дом, еда, одежда, возможность отдыхать, гулять, в семье все здоровы.

Важно, чтобы дети понимали: благополучие не измеряется цифрами. Денежный Интеллект – это не о том, чтобы ребенок умел считать купюры, а чтобы он понимал возможности, которые могут дать деньги. Поверьте, ребенку не интересно, кто сколько зарабатывает.

Когда пора давать ребенку карманные деньги

Дети до определенного возраста не воспринимают финансы на уровне математики, они еще не умеют считать. Рассказывать о деньгах стоит, когда дети начинают получать карманные деньги. Потому что сын или дочь будут понимать ценность материальных вещей только тогда, когда будут ощущать деньги, самостоятельно держать их в руках и считать. До этого момента финансы остаются для них абстракцией.

Я бы рекомендовал выдавать карманные деньги с 5-6 лет, с первого класса, но не позже. Можно начинать с маленьких сумм, понемногу добавляя на еженедельной или ежемесячной основе, объясняя ребенку, как с помощью этих средств удовлетворять свои «хотелки». Ведь рано или поздно ребенок захочет что-то купить. Ему стоит объяснить, что он может это сделать из собственных денег, что у него есть свой ресурс.

Почему ребенку нужны наличные

Самым маленьким важно давать наличные деньги на карманные расходы. Когда ребенку будет лет десять, можно заводить первую банковскую карту. Но в этот момент он уже должен понимать саму природу денег и привыкнуть к наличным расчетам. Так взрослые могут быть уверены, что сын или дочь грамотно обращаются с кредитной картой, а не видят в ней неисчерпаемый источник средств.

Многие родители в год рождения ребенка открывают депозит, куда накапливают деньги, например, на его обучение или жилье. Это хорошая практика, но важно помнить, что взрослые это делают для себя, а не для ребенка. Малыш еще не может ощутить ценность накоплений, он ее пока не чувствует. Абстрактный миллион где-то на банковском счету для первоклассника ничего не значит и ничего ему не дает. Это не взрослый человек, который с накоплениями чувствует себя спокойнее.

Знакомить ребенка с банковскими принципами можно еще до появления карты. Например, на его остаток карманных денег в конце месяца можно начислять процент. Это финансовая гигиена, и не только для ребенка, но и для родителей. Так сын или дочка будут учиться сохранять и накапливать средства.

Дальше с ребенком можно обсуждать, что он может по-разному распоряжаться своими деньгами, разбивать их на 2-3 копилки. Одна – на ежедневные траты, покупки, сладости, игрушки. Другая – на сохранение, своеобразный детский аналог «финансовой подушки». Так в будущем человек не столкнется с трудностями в накоплении уже полноценной «финансовой подушки», ему будет легче инвестировать.

Почему важно научить ребенка благотворительности

Третья детская копилка, которую я бы рекомендовал, – на благотворительность. К сожалению, в Украине не слишком популярно учить этому детей, да и самим участвовать в благотворительных проектах. Но в мире это важная финансовая практика, которой дети учатся от родителей.

Я бы рекомендовал практиковать благотворительность и учить этому детей, потому что это тоже вопрос Денежного Интеллекта. Умение отдавать, видеть чужие потребности и заботы – это хорошо, этому важно учиться. Человек, который не умеет бескорыстно помогать другим, вряд ли станет по-настоящему успешным.

Почему не стоит платить ребенку за мытье посуды

Многие родители считают, что ребенку стоит платить деньги за выполнение домашних обязанностей. Есть такая практика. Но с точки зрения Денежного Интеллекта это не слишком хорошая идея.

Домашняя работа – это не то, за что человек будет получать деньги в будущем. Я бы рекомендовал, если ребенку не хватает карманных денег, пойти ему навстречу и сказать: «Давай подумаем вместе, как можно заработать больше». Главное, чтобы ребенок не выполнял слепо указание: «Приберись – и получишь 10 гривен». Потому что так мы развиваем подход исполнителя, мы не учим ребенка быть активным, творческим.

Зато когда ребенок сам научится искать работу, это очень поможет ему в будущем. Не только в финансовой, деловой сфере. Многие барьеры в жизни он будет преодолевать легче, поскольку будет более открытым, адаптированным. Ребенок – почемучка, он узнает мир, и главная задача родителей – не отталкивать, не закрываться, а спросить у ребенка «Почему ты спрашиваешь?»

Когда у сына или дочери возникнет потребность в деньгах, они сам посмотрят, что можно предложить родителям. Например, помыть машину, что-то прибить или поработать курьером. А это уже конкретный труд, которым можно что-то оплачивать. Это хороший старт для развития Денежного Интеллекта.